пятница, 5 сентября 2008 г.

Лабиринт

Лабиринт

Часто нас спрашивают о расхождениях, которые существуют между мифом и тем, что мы называем историей. Достаточно часто мы принимаем за историю любые факты, которые случились на определенной территории в определенное время и которые рассказывались известными людьми. То есть, факты, которыми поставляют нас авторитетные историки. Мифами же мы зовем более фантастические рассказы, с неточными датами, сказочными персонажами. Иначе говоря, рассказы о событиях, существование которых в действительности не доказано.
В случае Лабиринта, мы встречаемся именно с мифом, более чем символическим рассказом, который имеет глубинное содержание и является тяжелой для исторического понимания. Мы считаем, что в любом мифе, в любом мистическом рассказе есть реальные факты, не всегда известные в истории. Миф - это истина, которая проявлена через бытие людей, через процессы и формы, которые отображают символические события. Миф принуждает нас вернуться назад во времени, к людям тех времен, помогает нам развиваться, отходить от невежества, проявлять в себе оккультные силы и глубинное понимание жизни.
Миф о Лабиринте является очень давним и, могу утверждать, общим для цивилизаций, где он существовал. В нем рассказывается о тяжелом и запутанном пути, на котором герой, фантастический человек или мифический персонаж, или исчезает по бессмысленной причине, или разрушает Лабиринт и находит решение загадки, которая имеет вид пути.
Известно, что большая часть мифов о лабиринтах пришла к нам в форме детских сказок о героях, как мифических, так и реальных (например, миф о лабиринте Крытая). Не будем говорить о лабиринте в аспекте хорошо известных мифов или в аспекте каких-то фактов, известных нам благодаря открытиям археологов на Крытых. Посмотрим на Лабиринт как на объект поклонения; как на кое-что более сложное, чем просто игрушка.
Сначала рассмотрим древнейший символ, который означает высшее проявление божества - топор с двойным лезвием. Она может изображаться как два одинаковых рога, один из которых наверху, а другой внизу, что совмещаются в топоре с двойным лезвием - старинном символе, который означает божество в очень распространенном на Крытых культе священного быка. Этот топор получил имя Лабрис и, согласно одной очень старинной традиции, был оружием, которым бог (древнейшие греки называли его Арес-дионис) открыл первый Лабиринт.
Вот этот рассказ: это было, когда Арес-дионис - Бог исконных времен - создал землю. Еще ничего не было создано, не было форм, были лишь темнота и мрак. Однако на некоторой вершине Арес-дионис достал оружие - Лабрис - и именно с помощью ее создал мир.
В темноте Арес-дионис стал ходить по кругу. Это очень интересно, поскольку когда мы оказываемся в темноте и не знаем куда идти и где выход, основной траекторией нашего движения является круг. В случае, когда мы забрели, мы также начинаем двигаться по кругу. Я провела эту аналогию, чтобы показать как сохранилось первобытное ощущение лабиринта в форме атавизма, который присутствует в людях. В темноте Арес-дионис, двигаясь по кругу и работая топором, сделал борозду. Он пролагал путь, высекая его топором. Так появилась дорога, которая позже стала священной. Она и была названа Лабиринтом.
Арес-дионис работал топором до тех пор, пока не пришел в самый центр высеченной дороги и понял, что еще не создал начало. Тогда его топор высек чистый луч света. Теперь Арес-дионис имел пламя, очаг, факел, который освещал все вокруг, и был двойным чудом: источник света был высечен из темноты силой одного лезвия Топора и распространялось в темноте с помощью другого лезвия. Где есть луч света извне, есть он и внутри; путь наружу открывается путем внутрь.
Следовательно, когда приходишь в центр лабиринта - находишь центр дороги, достигаешь света. Достигнув света, достигаешь самого себя. Это очень давний критський миф. Другие мифы менее известны.
Часто вспоминается лабиринт, который был построен Дедалом, - чудесным архитектором и изобретателем древнейшего Крита. Его имя используют в качестве синоним Лабиринта - Запутанного прохода.
Вспоминая старую легенду греков, Дедал или Дактиль, как его называют другие источники, создал лабиринт, работая собственными руками. Его сооружение является символическим. Она не соединена с дворцами и садами, как это было во времена царя Миноса. Однако, в наше время этот лабиринт воспринимается как творение Бога, который создал в мороке Лабиринт Света.
Говорят, что в действительности лабиринт Дедала не является лишь подземным, темным и мрачным, а являет собой комплекс сооружений: дворцов и садов. Войдя у него, невозможно найти выход.
Дедал построил этот Лабиринт для царя Крита - Миноса, легендарного персонажа, чье имя позволяет нам проводить аналогии со многими традициями народов этой эпохи.
Минос жил в фантастическом дворце и имел жену Пасифаю, которая является героиней любой драмы, которая рассказывает о Лабиринте.
К власти Минос пришел с помощью могучего Бога Океана и Воды - Посейдона. Поэтому при восхождении на трон Миноса Посейдон осуществил чудо: между водой и пеной вод появился фантастический белый бык, подарок острову Крит. Он подтверждал право Миноса на трон.
Однако дальше, как рассказывает греческий миф, жена Миноса влюбилась у белого быка и страстно жаждала его. Не зная, как приблизиться к нему, она попросила Дедала сделать ей бронзовую корову, чтобы бык смог почувствовать поезд к ней. Пасифаи осталось бы только спрятаться в корову.
Дедал сделал корову, в которую и спряталась Пасифая. И бык приблизился к ней. В результате этого союза между женщиной и белым быком случилась огромная трагедия: появилось существо - напівлюдина-напівбик - Минотавр. Этот монстр был помещен в центр Лабиринта, который настолько изменился, что уже не был комплексом садов и дворцов, а являл собой всего лишь грустное, ужасное и скорбное место - вечное напоминание о драме правителя Крита.
В других древнейших традициях мы встречаем упрощенные варианты драмы Пасифаи и белого быка.
В рассказах древнейшей доколумбовской Америки и Индии мы обнаружили мифы, которые рассказывают о том, что в определенный момент эволюции - миллионы лет назад назад, - люди стали смешиваться с животными и, нарушив этим закон природы, вызывали появление живых монстров, существ-гибридов, странных за видом. Лабиринт являет собой не просто ограждение от зла, как в случае с Минотавром. Это охрана позорного союза, который никогда не должен повторяться; это защита секрета. Этот поступок усиленно вычеркивается из памяти людей.
Таким образом, миф о связи Пасифаи и быка, о рождении Минотавра представляется надежным способом донесения древнейшими народами событий, о которых молчит история.
Иначе говоря, Монстр-минотавр являет собой слепую материю, которая спрятана в центре лабиринта в ожидании соответствующей жертвы.
Минають годы - продолжает свой рассказ легенда - и Минотавр внутри лабиринта превращается в настоящий инструмент террора. Правитель Крита под страхом войны обязан каждые 9 лет приносить в жертву Минотавру 7 юношей и 7 целомудренных девушек. На третий срок герой - Тесей из Афин - берется победить монстра. Тесей сам отказывается от власти в городе до тех пор, пока не сможет освободить людей от этого наказания, убив Минотавра.
Его имя было внесено в списки юношей, которые предназначены для жертвоприношения. Приехав на Крит, он влюбляется в дочку Миноса - Ариадну. Она дает ему клубок нитей, с помощью которого, после убийства Минотавра, можно найти выход из лабиринта. Здесь клубок является ключевым моментом. Тесей вошел в лабиринт и нить, разматываясь, тянется за ним по коридорам. Когда он пришел в центр и с помощью своей силы и воли смог убить Минотавра, ему удалось найти выход.
Читая миф, мы узнаем, что Тесей убил Минотавра саблей или кинжалом. Но если рассмотрим изображение на античных вазах, то увидим, что Тесей убил Минотавра топором с двойным лезвием. Действительно, мы не раз встречали, что герой, который нашел путь внутрь лабиринту, войдя в центр, воплощает свой замысел Лабрисом, - топором с двойным лезвием.
Еще один источник говорит, что Ариадна дала Тесею не клубок, а удлиненное веретено, с нитью. И, разматывая это веретено, Тесей проникал внутрь лабиринту. Однако, когда Тесей, возвращаясь, стал сматывать нить, вышла идеальная пуля. Этот символ также не является новым для нас. Удлиненное веретено, с каким Тесей входил в лабиринт, представляет несовершенство его внутреннего естества, которое необходимо «размотать», пройдя серию испытаний. Пуля, которая выходит из нити, становится идеальной лишь после того, как убит Минотавр, экзамен преодолен и найден выход наружу.
Существовало много «лабиринтов» и «Тесеив». В Испании также существуют лабиринты. На протяжении всего пути от Сантьяго где Компостели и во всей Галисии встречаются многочисленные изображения на камнях - старинные лабиринты, которые систематически повторяются как сигнал или знак, который ведет путешественника дорогой от Сантьяго и показывает тропинку более удобную и верную. В плане духовной реализации, символично это также является лабиринтом.
Лабиринты встречаются и в Англии, в известной крепости Тинганал, то есть там, где жил народ короля Артура.
Так же их мы встречаем в Индом, где лабиринты понимаются как символы медитации, сосредоточенности, возвращения, к собственной оси.
И в древнем Египте, в городе Абидос, история которого ведется от доисторических времен до династий древнего Египта, существовали лабиринты, которые называются Каракол. Они являли собой почти круглые храмы, в коридорах которых проходили церемонии, которые символизировали этапы эволюции и тот путь, который ведет человека к ее центру, до того, которое есть самістю человека.
В соответствии со сведениями о Египте, Каракол Абидоса был частью еще неизвестного огромного лабиринта, описанного Геродотом как Лабиринт Египетской Эпохи, настолько огромного и фантастического, что огромные пирамиды являют собой лишь один его бок. К сожалению, мы не встречаем в Геродота точную дату. Люди традиционно называют Геродота «отцом истории», «Геродотом правдивым» и другими подобными выражениями, потому что все находки указывают на то, что не существует более надежного источника, чем его высказывания. Мы не имеем возможности рассматривать этот вопрос, пока не появятся какие-то сведения о Большом Лабиринте, описанном греком.
Лабиринты есть и в готических соборах средневековья. Один из них, наиболее известный, всегда изображается в туристических проспектах. Это лабиринт Чартрас, нарисованный на мостовой внешнего Собора. В этом лабиринте невозможно забрести. Он является чем-то наподобие пути инициирующей, пути реализации и достижения, которую кандидат, ученик, который претендует на посвящение, должен пройти.
Трудно потеряться в лабиринте Чартас: дорога указана, путь видно сразу, но важно дойти в центр - каменный квадрат, где гвоздями отмечены разные созвездия, где человек символично приближается к небу, попадает в мир Богов.
По-видимому, лабиринты мифов античности и лабиринты, символично изображенные в соборах, представляют не столько реальную историю, сколько психологическую реальность. И эта психологическая реальность лабиринта жива в настоящий момент, как и всегда. Если в отношении к античности мы говорили о лабиринте инициирующей, который представляется путем, проходячи которым человек может реализоваться, то теперь мы должны сказать о «лабиринте», переведенном в материальную и психологическую формы.
Материальную форму не нужно долго искать: весь мир, что нас окружает, все, во что мы погружены, где мы живем и что случается вокруг нас, построено как лабиринт. Как тот, кто проникает в сады Крита, должен пройти лабиринт, так и мы, входя в наш мир, осознаем свое существование в лабиринте. И так же, как в садах Крита, мы вращающиеся в нашем мире, как в лабиринте, в ловушке.
Психологически, древнейший Тесей, который искал Минотавра для того, чтобы убить его, символизирует древнейшего человека со свойственным ей страхом перед неорганизованностью. Мы боимся того, чего не знаем. Боимся потому, что не знаем свет, и это незнание принуждает нас почувствовать неуверенность. Страх является проявлением незнания: что выбрать, что делать, куда пойти и как превратить бег в вечность. Мы обессилены и огорченные: любая ситуация имеет множество решений, нет истинного взгляда, нет стойкости.
Я не знаю ни одной болезни, которая была бы психологически представлена в лабиринте. Я не знаю этого, по-видимому потому, что очень трудно нам сказать о себе: Кто мы? Откуда мы? Куда идем? Эти три вопроса вроде бы простые. Они не кажутся сложными, на них казалось бы не могут дать ответ лишь деть. Однако, эти вопросы создают фундаментальное незнание.
Психологически, мы постепенно погружаемся в лабиринт. Психологизирование нас всегда привлекает, если только мы не слишком ограничены и не замерли в прошлом.
Понятно, что миф не дает точного решения. Тесей вошел в Лабиринт не с пустыми руками: и для нас нелогично разрешать проблему нашего лабиринта с пустыми руками. Тесей нос с собой две вещи: топор (кинжал ли, если желаете) для убийства монстра и веретено нитей для нахождения выхода.
Переведем это на наш язык.
Топор или кинжал всегда были символом воли. Какие только средневековые традиции не изображали кинжал в камнях, который мог вытянуть только человек сильной воли! Каким образом вытянуть кинжал из камня? Воля, которая делает из горизонтальной материи вертикальную. То есть, главное оружие, которое нужно для прохождения лабиринта, - Воля, сила воли.
Другим важным оружием является веретено, хитрость веретена, которое, раскручиваясь в дороге, помогает найти выход. Веретено олицетворяет настойчивость и память. Ведь для нас невозможно запомнить, не пользуясь веретеном, весь путь, куда мы идем, какие встречаются препятствия и где находится выход.
Для греков Ариадна была тем духом, который в последний момент, когда Тесей уже отчаялся, находит выход, ключ и решение. В момент колебаний и волнений, в момент принятия решения появляется Ариадна. Дух-спаситель, который помогает нам сделать выбор и решает нашу проблему.
Минотавр олицетворяет избыточную проявленную материальность, которая привлекает и потом глотает нас. Эта избыточная материальность разрушительна для нас так же, как и для Тесея, что входит в Лабиринт.
Осознание Лабиринта и проникновение у него для нас настолько же важно, как и для Тесея в мифологии греков, так же важно и нам найти выход. Он же нашел выход и разрушил лабиринт.
Но мы должны учитывать, что выход из лабиринта находится не внешне, выход из него - точно в центре, в сердце лабиринта. Проникая в лабиринт и запоминая его повороты и изгибы, мы чувствуем страх, пытаемся достаться центру бессознательно или предпочитаем оставаться во сне, или, доставшись поверхности, пытаемся обойти загадку лабиринта. Действительно как Тесей входишь, идешь и достаешься центру. Выход в центре, а не в бездеятельности. Имея мужество Тесея, можно противостоять монстрам.
Конечно, очень трудно представить себя в виде доисторической напівлюдини-напівбика. Но мы в действительности каждого дня встречаемся с монстрами, которым противостоим, с какими боремся, если только осмеливаемся на это.
Сомнения, волнения, злопыхательство, опасения, неуверенность, хотя они и не имеют физического тела, живут у нас. Имея щупальца, они владеют нами как Минотавр на Крытых. Этому, как известно, нужно противостоять оружием Воли, Ума, Памяти.
Греки говорили, что идеальный способ войти в лабиринт - танцуя или двигаясь, изображая шагами какие-то фигуры: земли, пространства, ритуалов и магии. Мы каким-то образом должны быстро двигаться нашей жизнью, если так можно назвать процесс эволюции.
Каждый шаг мы предпринимаем не только в горизонтальном лабиринте. Это наш рост, подъем, на высшую ступеньку, точку, которая является загадкой для нас. Мы эволюционируем и учимся правильно и последовательно, часто в непредсказуемых ситуациях, на так называемых «шагах пути».
В каждом из нас также происходит пробуждение Тесея, который дарует жизнь, рождение этого героя, на мир. Для каждого из нас существует второе рождение, которое является не физическим появлением на мир, а появлением, на мир нашего внутреннего героя, который показывает наше лучшее оружие, лучшие добродетели, лучшие качества и силу.
Бесспорно, не все мы уровни, не все мы одинаково герои, время воплощения наших героических поступков не совпадает.
Люди стремятся стать героями в разных направлениях: кое-кто - в учебе, науках, в искусстве, в религии, политике, другие - путем медитаций, в семье, с помощью других существ, просто ли украшая жизнь вокруг себя.
Все это является героическими действиями, если действительно внутренне рожает нас. Для этого выбрана тема греческого героя, который проникает в лабиринт, убивает монстра и находит свою душу, которая помогает ему найти выход. Старая тема, которая помогает показать, что с течением времени цивилизация только кажется сильно измененной.
История прохождения лабиринта и выхода из него указывает нам на путь. Оружие Тесея может быть нашим оружием. И герой, который украшает легенду также существуют у нас!

Комментариев нет: