пятница, 5 сентября 2008 г.

Культура и розвиток:визнання сорока лет работы

Культура и розвиток:визнання сорока лет работы


В январе 1988 года, когда Генеральный Секретарь Объединенных Наций и Генеральный Директор ЮНЕСКО торжественно провозгласили Мировую Декаду Развития Культуры (1988-1997), грустное состояние дел в этой сфере не вызывало сомнений: инициативы, которые касались развития, часто страдали неудач - через недооценивание человеческого фактора.

Несколько лет потому, в 1992 году, две вышеназванных международных организации создали Управления Международной Комиссии по вопросам культуры и развития при Секретариате ЮНЕСКО в Париже. Целью создания этого Управления было изучение взаимосвязей между культурой и развитием, а также сосредоточение внимания и усиление международных обсуждений из вопросов связей между культурой и развитием, для того, чтобы перспективы культуры заняли важное место среди политических приоритетов. Следующей целью было привлечение внимания к развитию, нацеленное на то, чтобы помочь народам в создании собственных путей к жизни в гармонии с присущим им чувством тождественности и сообщества, с уважением к их корням.

На Генеральной Ассамблее ООН, которая проходила осенью в 1996 году, первый доклад, поданный Международной Комиссией по вопросам культуры и развития, назывался «Наше разнообразие, которое творит» (ЮНЕСКО, 1997). Позволю себе сжало прокомментировать этот доклад, который рекомендую прочитать. Этот труд очень подобен той образовательной деятельности, которую во всем мире осуществляет Международная организация «Новый Акрополь», и особенно родственная той работе, что ее выполнял основатель и первый международный президент «Нового Акрополя» Хорхе Анхель Ливрага.

В предисловии доклада Президент Международной Комиссии по вопросам культуры и развития заявляет, что в 1988 году стало очевидным то, что развитие больше не должно восприниматься как однородный и линейный процесс, потому что это стирает разнообразие культур и опыта. Такой подход дал толчок всемирному процессу культурного разнообразящего, который основывается на понимании того, что цивилизация является мозаикой разных культур.

Такой сдвиг в способе мышления поставил под сомнение систему ссылок, за которой западная система ценностей является единственной, способной предложить стандарты, которые возможно считаются универсальными. Право формулировать разные варианты модернизации утверждается, тогда как универсальные ценности общечеловеческой этики уже утверждены.

В докладе также указывается на то, что необходимо выйти за пределы сугубо экономических рассуждений, при этом не отбрасывая их. Понимание того, что программы в поддержку достоинства человека и его благосостояния не должны базироваться лишь на экономических критериях, позволило в целом расширить концепцию развития. Исходя из этого, Программа Развития ООН (UNPD) выражает идею «развития человека» как процесса, направленного на увеличение свободы выбора и оценивания развития в соответствии с широким спектром возможностей человека стать здоровой, образованной, творческой и производительной личностью, права и достоинство которой уважаются. Хотя идея важности культуры не была выражена прямо, она четко понималась. *Сьогодні, по крайней мере теоретически: «развитие человека - цель, экономический рост - средство», однако: «в мире в настоящий момент существуют 358 людей, оцененные активы каждого из которых составляют свыше 1 млрд. долларов, - сумму, которая превышает совокупный годовой доход стран, население которых насчитывает 45 процентов населения планеты». Эти цифры были записаны в Докладе о Развитии Человека, опубликованной UNPD в 1996 году. В докладе за1997 год указан, что половина населения планеты остается лишенной возможностей и преимуществ, что их предоставляет принадлежность к мировому содружеству.

Стало необходимым расширить пределы развития путем включения к его стратегии развития перспектив культуры и составления практического и более эффективного плана деятельности. Осуществления этого стало настоящим вызовом, который появился перед новой Комиссией. (Международная Организация «Новый Акрополь» выражает и чувствует этот вызов как необходимость не только научить рыбачить, но, прежде всего, изменить воду).

Среди вопросов, что их должна была сформулировать, поставить на обсуждение и найти на них ответы Международная Комиссия по вопросам Культуры и развития, есть одно, которое я считаю самым актуальным: как соединить неоценимые элементы традиционной культуры с модернизацией?

Комиссия начала свою работу весной в 1993 году, когда мир был преисполнен неуверенности и разочарования от неосуществленных надежд, однако вместе с этим и новых перспектив и возможностей. По мнению Комиссии, все более людей считает культуру идеальным средством сопротивления энтропии мировой системы. Все члены Комиссии убеждены в том, что культура является ключевым фактором, или даже сущностью непрерывного развития, поскольку именно наши отношения и образы жизни определяют, как мы распоряжаемся своими ресурсами, которые возобновляются.

Доклад является обращением к этому населению планеты в его разнородности, ко всем его слоям. Цель ее - продемонстрировать, как культура формирует наши мысли, воображение и поведение. Вместе с этим, культура передает способы существования и является динамическим источником изменений, творчества и свободы, которая открывает возможности для появления нового. В докладе говорится о том, что многим группам и обществу как таким культура предоставляет энергию, вдохновение и полноту возможностей, а также знание и осознание разнообразия (на стор. 62 говорится, что понятие «полнота возможностей» происходит от человеческой способности осуществлять выбор в пределах широкого спектра свобод путем прямого участия в процессах принятия решений или осуществления влияния на тех, кто наделен властью принимать решение. Полнота возможностей существует также благодаря созданию новых учреждений, которые гарантируют ответственность перед обществом, выполнение обязательств теми, кто наделен властью в демократический способ, и контроль, над ними.

Согласно докладу, мы должны учиться направлять процессы, вызванные культурным разнообразием, в сторону плодотворного сосуществования и между культурной гармонии, поскольку такое разнообразие способно повлечь противостояние культур.

Если «вызов человечеству заключается в освоении новых способов мышления, действия и организации, в обществе» и, как говорится дальше, «главную угрозу стабильности составляют именно внутренние конфликты, которые возникают в странах, а не между ними», тогда стоит задуматься, не есть ли наш недостаток знаний о самих себя корнем этих проблем? Такой недостаток порождает внутренние конфликты, которые мы проектируем на других. Таким образом, подтверждается важность формирующего воспитания, как предлагает «Новый Акрополь», и необходимость сначала познать самих себя.

Предисловие завершается подтверждением того, что емпатія (то есть способность принимать во внимание точку зрения, потребности и чувства, других и неиспользование их для своих собственных эгоистичных целей) и уважение ко всем человеческим отличиям станет частью доклада.

Вслед за предисловием, сжатое изложение, которое начинается с признания того, что «развитие, отделенное от своего человеческого и культурного контекста, подобно выращиванию растений, при отсутствии почвы». Он продолжается обсуждением интересных тем и идей, дальше идет презентация Международного Плана деятельности (повестки дня), цель которого заключается в мобилизации мировых усилий для определения новых культурных вызовов нашего времени. Сжатое изложение завершается перечислениям препятствий, которые могут возникать в процессе, и обнадежениям, в том, что «Новое Возрождение ожидает нас, новое и творческое виденье для Нового мира». Я рекомендовал бы прочитать следующие двести пять страниц этого документу. Доклад и предложения, которые были внесены в нее недавно, сразу спали мне по мнению, когда я писал эту статью о развитии и культуре. Предложения являются отображением здравого смысла и благодарят своим появлением текущему моменту, возможно, именно потому, что мы уделяем мало, или вовсе не уделяем внимания настоящему. Изучая их с большой заинтересованностью, я пришел к выводу, что они отображают поиск и находки повседневной мысли и деятельности в общественной и частной областях жизни, что «Новый Акрополь» предлагает и осуществляет в жизнь с 1957 года во всех своих международных отделениях и филиалах в более чем сорока странах мира.

Комментариев нет: