пятница, 5 сентября 2008 г.

Магия и алхимия эпохи Возрождения

Магия и алхимия эпохи Возрождения

Возрождение, которое возникло в XV столетии на Апеннинскому полуострове, было подобно пробуждению после длительного сна средневековья. Выдающиеся люди сбросили из себя оцепенение этой эпохи затишья и застоя и направили свой взгляд на другие моменты истории.
В частности, первые представители Возрождения обращаются к классическому миру, представление о котором им дали древние греки и римляне, а также, в известной мере, египтяне и перси, - все те, кто проникал в глубины сознания и священного знания. Они обратились к прошлому в поисках зерен, таких необходимых в то историческое время, в котором им суждено было жить.
Но такое возвращение к прошлому, поиск классических корней не означает простого исторического исследования. Человек эпохи Возрождения не удовлетворяется изучением истории классиков, того что они делали, о чем думали. Она ищет живые зерна. Она пытается перенести их в современность, оживить, применить, предоставить им необходимой формы, чтобы превратить во что-то полезное. С точки зрения Возрождения история - это становление, которое повторяется, кульминацией которого является золотой возраст, период, в котором преобладают мудрость и чистота. В своем циклическом развитии история проходит через золотой и серебряный возраст, потом - через бронзовый и железный. Именно в «железные» времена, самые тяжелые и самые темные, необходимо возродить блеск золотых зерен.
Это движение, которое началось в Италии, привело к большим изменениям в культуре. Изменяется представление о Вселенной, о процессах научного исследования; возникает новое искусство, новое понимание политики, новые религиозные идеи, происходят значительные изменения философских взглядов. Таким образом, отношение человека к жизни внезапно расширяется и углубляется.
Само слово, которое мы используем для определения этого важного периода истории, возможно, содержит в себе мистический корень. Возрождение означает возможность родиться опять, дать место новій, с точки зрения духовности, человеку, и эти понятия не выдаются нам незнакомыми: мы можем встретить их в Евангелии от Иоанна, в посланиях Св. Павла. Сызвека существует необходимость пробудить или возродить другого человека, более возвышенного и глубокого.
Однако понятие «Возрождение» в XV веке не является исключительно религиозным. Оно значительно шире той концепции, которую мы встречаем в Св. Иоанна, Св. Павла и многих других отцов церкви, и имеет отношение к жизненной позиции, к действиям, благодаря которым человек начинает чувствовать себя частью света, частью Природы.
Человек Возрождения не отделяет себя от этих понятий, и если она изучает Природу, то делает это именно потому, что, чувствуя себя ее частью, она желает познать саму себя и весь мир. Это выходит за пределы религии или, по крайней мере, позволяет говорить об универсальной религии, которая заключает в себе и науку, и искусство, и политику. Эти четыре аспекта определяют четыре основных пути, к которым можно отнести любую деятельность человека.
В средние возрасты человек как такая, была отодвинута на второй план, поскольку главным было служение во имя Бога, большой космический союз, и человек был подчинен четко определенным законам, избежать которых она не могла. Законы являются законами и человеком мало что может сделать перед лицом определенности данного Божественного закона.
Но благодаря течению гуманизма Возрождения обнаружило насколько большой есть ценность человека. Будучи частью этого мира, человек есть и частью Природы с ее законами, но она может понять и постичь их и действенно превращать их своими собственными руками.
В эпоху Возрождение исчезает пассивность предыдущих возрастов, поскольку впервые человек чувствует свою причастность к истории: история принадлежит ей, она может ее изменить, если не основной ее ход, то, по крайней мере, ее определенные аспекты. Главным в тот период был человек; выросла ценность человека, который мыслит, что осознает себя умной и знает, что ее сила заключается в уме, который является частью Природы и позволяет человеку понять ее.
Гуманизм Возрождения

Гуманизм - это течение религиозной терпимости, которое возникает в умах всех выдающихся мыслителей. Это еще одна попытка примирить философию и религию, которые были коренным чином разъединенные в эпоху средневековья; попытка доказать, что религия не противопоставляется философии, что любая религия достойна уважения, и понять единственное стремление к Божественному. Независимо от того, каким именем оно зовется и какими ритуалами сопровождается, самым главным является то, что человек чувствует поезд к Священному, пытается наладить связь с божественными источниками и вернуться к ним.
Люди Видродження называли это разными именами, в том числе универсальной религией, которая объединяет в себе все другие религии, не уничтожая их. Благодаря идее, которая пока еще так и не приблизилась к своему воплощению, возникли терпимость и взаимопонимания, которые так необходимы нам и сегодня, и которые на протяжении пяти веков являются движущей силой Возрождения.
Гуманизм позаимствовал у классической эпохи систему целостного образования, цель которой - формирование личности, и которая дает основные представления обо всех аспектах знания, чтобы каждый человек смог осознать целостность мира, а не отдельные его части.
Менее чем двести лет потому - небольшое время с точки зрения истории - пути опять разошлись, опять оказались расхождения. Отныне, как мы обычно шутим, существует столько специализаций в разных областях знаний, что мы вскоре будем знать все ни о чем. Ведь то, на чем мы специализируемся, с каждым вместе становится все более узким.
Эпоха Возрождения, напротив, стремилась к целостному интегральному образованию (что не исключала специализаций), которое давало возможность глобального виденья Вселенной и человечества, взаимодействия людей, друг с другом, а также со Священным. Без этого единства было бы невозможным развитие сознания, которое, как солнце, освещает все, чего достигает его луч. Если мы будем направлять светло в одном направлении, мы будем хорошо знать лишь эту единственную сторону реальности, в то время как все другие будут оставаться для нас неизвестными.
Экспериментальная наука

Идея гуманистов повысить значимость человека и заставить ее почувствовать себя частью Природы вызывала к жизни первые пробы создания экспериментальной науки.
До этого времени наука являла собой комплекс теоретических знаний. Законы Вселенной и Природы были сформулированы раз и навсегда, и не было ни попыток, ни необходимости проверять и подтверждать их.
Возрождение, напротив, подносит человека, который чувствует себя частью Природы, естественным чином связывает себя с ней и пытается понять, исследовать и описать ее законы.
Таким образом, действуя с сердцем, человек приходит к новому представлению о науке. До этого добавляются другие интересные моменты: например, во время Возрождения опять появляются оригиналы произведений Платона, Пифагора, трудов греческих астрономов, географов математиков, поскольку для гуманистов было очень важным вернуться к первичным текстам, обходя таким образом средневековые переводы, догматичные и тенденциозные.
Прикосновение к этим древним источникам привело буквально к потрясению от осознания того, что много возрастов потому жилы ученые, астрономы, географы, математики, медики, астрологи, которые объясняли основные законы Вселенной с помощью чисел и формул, которые использовали язык математики для понимания данных законов. Примером этого являются пифагорейцы и Платон, который продолжил их философию. Возрождение науки было также связано с магией.
Магия Возрождения

Магия позволяет ученому быть не просто пассивным наблюдателем, она предоставляет возможность действовать, активно познавать Природу, сотрудничать с ней, не нарушать ее законов, а сдерживаться их, проникая в их суть, в эту движущую силу, которая поддерживает вечную жизнь Вселенной. Это было предметом особенного интереса гуманистов и ученых Возрождения, поскольку, открыв в себе новые возможности для действия, они стремились достичь таких именно результатов, которых достигли древние маги, которые своими загадочными формулами и описанием давали понять, что сумели разработать определенные способы, определенные системы работы с Природой.
Попробую немного объяснить, в чем же заключалась магия Возрождения. О ней много говорилось и говорится, но в действительности немногие смогли понять ее. В ней было много от философского гуманизма и от практической науки о Природе.
Если бы было возможно дать определение магии Возрождения, мы назвали бы ее герметической магией или герметизмом. Благодаря этому названию мы можем обратиться к истории, чтобы понять ее.
Но любовь, которую чувствовали люди Возрождения к древним культурам, и главным образом в Грецию, Египет, Риму привела к тому, что особенное внимание уделялось египетскому божеству Тоту - богу букв, иероглифов, языка, сакрального и мирского, звуку голоса, слова, богу Мудрости. Когда греки впервые познакомились с египетским Тотом, они обнаружили много общего с Гермесом. То же случилось и с римлянами. Познакомившись с египетским Тотом и греческим Гермесом, они обнаружили, что их Меркурий имеют много общих с этими божествами характеристик, но с одним-единственным отличием: греческий Гермес - это греческий Гермес, римский Меркурий - это римский Меркурий, и египетского Тота, чтобы отличать его от этих божеств, начали называть Гермес Трисмегист - Трижды Большой, Трижды рожденный или Трижды Посвященный, тот, кто находится в трех ипостасях, поскольку считалось, что он был философом, жрецом и правителем-законодателем.
В Флоренции в XV веке по инициативе Козимо Медичи была основана Платоновская академия, которая объединила много мыслителей, художников, мистиков, которые на пути общего поиска создали несколько групп. Золотой возраст - именно этот особенный момент истории они хотели возродить. И Козимо Медичи направляет путешественников и монахов к востоку с поручением привезти все манускрипты, которые их заинтересуют. Таким образом, в Флоренцию попадает сводка трудов, которые приписывали Гермесу Трисмегисту. Это вызывает настоящее потрясение среди ученых.
Одна из ключевых фигур Академии, Марсилио Фичино - философ, астроном, художник, - по доверенности Козимо Медичи берется за перевод этих произведений. Его труд под названием «Асклепий» является особенно интересным, поскольку рассказывает о древней религии и магии Египта, о том, каким образом маги создавали каналы сил Вселенной и воплощали их в священных обидах своих богов. Эти формы были не только статуями или изображениями; с помощью магических действий они наполнялись энергией, которая поступала из космоса. Все это выкладывалось языком философии и интуиции, в то же время человеческой и магической.
Другое произведение, что относят к Гермесу, - «Corpus Hermeticum» - являет собой сводку фрагментов (15 разделов) в форме диалога между учителем и учеником. В первой части объясняется создание Космоса, а в следующих - учитель побуждает ученика освободить душу от всех материальных кандалов, чтобы она смогла постепенно подниматься в другие планы и сферы, пока, наконец, не достигнет наивысшего Света и встречи с Божественным.
Удивительнейшим является то, что ученик чувствовал в себе пробуждение интуиции, а затем понимание Истины и Закона, подобно могучему лучу света, который пронизывает ум.
Собрание этих произведений и, особенно, заложенный в них моральный аспект сыграли важную роль: если раньше магия содержала остатки средневекового колдовства, то отныне они полностью исчезают. Из этого момента магия становится одним из основных элементов в работе самых выдающихся мыслителей - способом улавливать внутреннее состояние человека и Вселенной. Все это приводит к пониманию сущности того, что когда-то существовало в Египте, - египетской магии, магии фараонов, языка иероглифов, и всего того, что, согласно Платону, египетские жрецы передали ему во время пребывания в этой стране.
Вспомним некоторые основные идеи герметической магии эпохи Возрождения.
Вселенная умна

Бог является большим Умом. Это не значит, что существует ум, который парит где-то наді миром, а значит, что Бог является Умом, Наивысшим Умом, идеи которого дали жизни всему сущему. Это один из основных постулатов герметической магии.
Но одновременно Бог - это большое Единство, которое связывает между собой все существующее. Все, что нам сдается разъединенным, отдаленным, таким, которое отличается и не связанное друг с другом, - все в совершенстве соединено в этом божественном Уме. Сегодня нам так не хватает магии, чтобы понять какими путями и узами совмещается одно с другим в этом мире.
Маг ищет эти пути объединения. В божественном Уме объединились все противоположности, или, по крайней мере, все что нам сдается противоположным.
Ум человека подобен Уму Бога. Это значит, что когда мы освобождаем человеческий ум от телесных кандалов и материальных потребностей, то в нем появится достаточно места, чтобы заполниться божественным умом и попробовать проникнуть у него, познавая его идее, мысли, законы, которые руководят Вселенной.
Если человеческий ум подобен Уму Бога и если все происходит из божественного Ума, мы можем понять, насколько с этой точки зрения наша жизнь, все, что мы делаем, думаем, чувствуем, все наше восприятие вещей и наши оценки, - все это является очень далеким от нашего ума. Конечно, все мы должны способность объективно видеть мир, людей и судить о событиях, но также наверно можно сказать, что мы пропускаем все - события, людей, - сквозь мелкое сито нашего ума. Именно сквозь него мы видим свою собственную вселенную, и когда мы выражаем свое мнение, свои идеи и ощущения, все это сначала трансформируется в этой большой алхимической печи - нашем собственном уме. С большей или меньшей мудростью, но мы в небольшом масштабе повторяем то, что большой божественный Ум творил в начале Вселенной.
Наш ум также совмещает все, поскольку когда мы желаем проанализировать свой опыт и знание, существует один центральный элемент - «я»: я живу, я знаю, со мной это случилось, я страдаю, мне это понравилось. Существует элемент причастности к единству - наш ум, наше сознание, и мы сами становимся частью этого единства.
Наш ум также содержит в себе все противоположности, поскольку на протяжении суток, или, даже, нескольких часов мы можем переходить из одной крайности в другую и, что намного хуже, не осознавать этого. Мы имеем возможность реагировать по-разному, пока не найдем равновесие, которое существует в божественном Уме, да еще, возможно, в уме мага, которому удается углубиться в эту магию подобий.
Как вверху так и внизу

Природа и Космос пронизаны разного вида энергиями, однако природа этих энергий, несомненно, является одинаковой. Энергии, которые приходят от далеких планет, самых отдаленных звезд, в сущности не отличаются от тех, которыми пронизанный человек. В этом смысле человек сам является маленьким небесным телом, как звезда или планета - в зависимости от того, сияем ли мы собственным светом, лишь ли отбиваем светло, для того, чтобы жить. Но важнейшим является то, что мир превращается в единственную сеть, которой циркулирует бесконечное количество энергии и эта энергия всегда одинаковая. На этом основывается магия подобий: малое соединяется с большим, а большое - с малым, поскольку что существует связь, существует то же условие, которое делает возможной эту связь.
Маг, который понимает, осознает, проникает в сущность космических законов, может наладить контакт с силами космоса и силами, которые существуют на Земле. Отсюда - изображение или талисманы, изготовленные из камней, металлов, растений, которые внутренне связаны с энергией определенных небесных тел.
Магические талисманы

Пико дела Мирандола, славный врач эпохи Возрождения, был большим знатоком талисманов, поскольку знал, какие энергии, которые выходят из небесных тел нашей Солнечной системы, имеют связь с какими металлами, камнями или растениями, и использовал их для лечения определенных заболеваний. С помощью этих элементов изготовлялись талисманы, что, подобно зеркалу, отбивали священный образ. Энергия, ухваченная благодаря талисману, использовалась для облегчения страданий -, чтобы организм мог возобновить потерянное равновесие. Это замечательное представление о магии как о равновесии использовал также Парацельс, другой известный врач той эпохи.
Большие художники Возрождения также делали из своих картин талисманы. Например, многие маги Возрождения считали, что «Весна» Ботичелли является настоящим талисманом, который возвращает к жизни. Как говорил Марсилио Фичино, этот талисман направлен против действия Сатурна, поскольку Сатурн связан со временем, со старением, с пассивностью и замедлением. В своем произведении Ботичелли делает попытки соединить все идеи, которые были распространены в его эпоху, с помощью силы света, цветов, расположения фигур и движения. То, что мы видим как картину, захватывает наше внимание, предоставляет нам силы, то есть является талисманом.
Во времена Возрождения было распространенное произведение, посвященное изготовлению талисманов «Picatrix». Первый перевод этой книги, написанной арабским языком, на латынь был осуществлен в Испании по поручению Альфонса Мудрого. В ней показано, что ум, открытый для мудрости и направленный к ней, не останавливается на том, что между людьми зовется колдовством, а ищет более тонкую связь с Космосом.
В этой книге идет речь о том, как маг может уловить дух Высшего Ума и поместить его в маленьких вещах, с которыми мы сталкиваемся повседневно. И не только в вещах, а также в словах, голосе и звуках. Для мага эпохи Возрождения музыка имела большую ценность. В это время началось возвращение к жизни античных орфических гимнов и древних мелодий, которые выполнялись соло и имели успокоительное влияние на душу, готовя ее до встречи со Священным.
Выводы

Даже простой перечень огромного количества имен, которые появились в мире в сфере искусства, науки и философии, в эпоху Возрождения, заняло бы много места.
Подытоживая то, которое было сказано, следует еще раз подчеркнуть, что человек Возрождения перестает быть пассивной перед лицом жизни и Космоса. Она перестает быть наблюдателем Божьего промысла, начинает действенно любить его, проникать у него, двигаться по пути, который ведет к нему. И благодаря этому в человеке возрождается дух исследователя, потребность познавать законы существования и искать ответа на вопрос о жизни Космоса.
К Коперника, который отобразил жизнь мира в математических законах, главным чувством людей по отношению к мирозданию было увлечение герметическим законом и представлением о Солнце как о центральном элементе Вселенной. Этот захват побуждал их искать математические формулы, но все же корень его был магическим, герметическим и, в самом глубоком смысле слова, ренессансным.
Магия дала человеку новый взгляд, новые возможности, пробудила в человеческом существе потенциал, который к этому был не проявлен: волю. Человек Возрождения утверждал: «Я хочу сделать это и я могу это сделать», - это значительно изменило ход истории, определило изменение эпох и привело нас к текущему моменту.
Нужно отметить тот факт, что интерес к этой могучей и осеняемой Божественным светом магии, которая не исчезла, до этого времени живет и волнует ученых современности. Многие большие ученые нашей эпохи признают, что наука - это только средство читать Божественный замысел, и смело говорят об этом.
Сегодня остро чувствуется необходимость пересмотреть наши представления о циклах истории и спросить самих себя, не подошли ли мы к тому моменту, когда быстрый технический прогресс, большие научные открытия не могут больше компенсировать внутреннее убожество, и люди, потеряв ориентиры, чувствуют себя все более беспомощными и одинокими. Если история циклическая, то в настоящий момент мы опять стоим перед возможностью вернуться к золотому возрасту, сильному, могучему, когда люди знали зачем и для чего они живут, откуда пришли и куда направляются.
Необходимо признать, что нам не хватает более философской, более целостного образования, которое позволило бы нам понять все стороны жизни человека, устранить, преодолеть препятствия, построенные между наукой, искусством, религией и политикой, которые повернули их на противоположности, и в очередной раз превратить их в пути, которые сходятся в одной точке.
Возможно, пришло время зажечь факел надежды, факел, который осветит нас. Возможно, пришел момент определить, где находится наша воля и что мы можем сделать с ней, где находятся наши скрытые силы и что мы можем сделать с ними.
С приходом нового времени, с началом нового цикла истории мы можем сказать, что пришло время возродиться. Когда-либо это Возрождение станет причиной коренных изменений в человеке, но в настоящий момент мы можем зажечь факел надежды, который осветит не только наш путь, но и длинный путь, тех, кто идет следом за нами и тех, кто в будущем возрасте, возможно, назовет наше время возрастом Возрождения.

Комментариев нет: