пятница, 5 сентября 2008 г.

Оптимизм и философия

Оптимизм и философия
Журнал «Новый Акрополь» № 258, в 1997 г., Испания. Статья за материалами лекции, прочитанной в 1979 г. в Мадриде.

Мы посвящаем этот разговор нашему XX веку - такому опытному в несоответствиях. За нашими представлениями, оно характеризуется отдельными противоречиями, которые не всегда являются противоречиями.

К сожалению, от многоразового употребления и злоупотребления слова стираются и постепенно теряют свое значение. Наш язык не только потерял свое содержание, она стала бесполезной. Вместо свойства, которое давало нам возможность понимать друг друга, обмениваться мнениями, появилось что-то эмоциональное, субъективное, надуманное.

Действительно, слова уже не имеют рационального значения, но появились значения, связанные с обидами. Мы заменили ум эмоциями, мышление - воображением. Я подчеркиваю это, чтобы показать, к какой мере язык образов, которые являются результатом прогрессирующего упадка ума, взорвал нашу способность проникать в суть понятий. Поэтому мы не знаем точно ни того, что такое оптимизм, ни того, что такое философия, ни того, как эти понятия соотносятся. Допускается, что философ, который познал жизнь, не может быть оптимистом. Но почему не может? Если философия - это любовь к мудрости, если это поиск знаний ради того, чтобы решить глобальные вопросы бытия, тогда философу нужно быть оптимистом, поскольку любое настоящее исследование обогащает. Очень важно, чтобы этот поиск был искренним, реальным, эффективным; это не только занятие исследованием, а искреннее желание найти ответ, настоящая потребность и стремление души, которая хочет познавать и с пользой применять то, что уже известно.
Что такое оптимизм?

Если мы говорим, что философу необходим здоровый оптимизм, было бы хорошо начать с его определения, уточнив также понятие его противоположности, которую мы называем пессимизмом. Говорят, что быть оптимистом - значит верить не только в «хорошо», но и в «лучшее». Оптимист не удовлетворяется достигнутым, желая чего-то лучшего, более совершенного.

Оптимист - это по большей части тот, кто считает, что наш мир безукоризнен, ввиду его происхождения от совершенного Бога-творца, и что мы, люди, которые живут в нем, также единственные и неповторимые. Позиция веры в то, что этот мир наилучший (по крайней мере ли наиболее пригодный для нашей эволюции), поддерживалась многими философами в течение всей истории. Например, таким большим философом, как Платон. Философы Александрийской Школы, а среди них Плотин, также были оптимистами. Однако, чтобы прийти к оптимизму и к источникам жизни, они разрушили ряд факторов собственного лица, которые не позволяли им видеть этот принцип, который дает им ощущение уверенности. Св. Ансельм и Св. Фома тоже были оптимистами. Что значило для них быть оптимистами? Может, мечтать об абсолютном совершенстве? Было ли это углублением в мнимые химеры?

Для мыслителей философских школ, о которых мы вспоминали, быть оптимистом, значило найти смысл жизни; знать, что жить - это расти, развиваться, подчиняться циклам, которые ведут к цели; знать, что жизнь не случайна: оно не идет как угодно, и в конце пути то, что мы считаем «хорошим», обязательно возьмет верх над «плохим». Но, поскольку не все философы представляли себе жизнь из позиции эволюции, возникла абсолютно логическая реакция - пессимизм. Для мыслителей - пессимистов неважно, что будет происходить завтра; их не интересует, что в будущем добро победит зло. Значимым является «сегодня»: поскольку сегодня есть страдание, боль, ошибки, нет оснований быть оптимистом. Именно это и дало возможность Вольтеру сказать, что оптимизм - вера дураков.

Мы встретились с двумя позициями, которые кажутся непримиримыми. Это уже не философия и оптимизм; с одной стороны - оптимизм, а из второго - пессимизм.

Попробуем обосновать философский оптимизм, не желая занимать центристскую позицию, потому что считаем возможным соединить эти две противоположности, которые кажутся непримиримыми.

С непосредственностью философа-ребенка, как говорил Аристотель, спросим себя: совершенный мир ли, в котором мы живем и частью которого мы являемся? Если честно, то следует сознаться, что нет.

Этот мир несовершенный; в нем не все плохо, но он - не наилучший из миров. Мы могли бы поставить вопрос по-другому: может ли этот мир стать лучшим? Точнее говоря, может ли он прийти к совершенству? Скажем так: наш мир может стать лучшим. Но эта возможность имеет предпосылкой действую. Иначе говоря, мы говорим одновременно об оптимизме философском и практическом.

Позиция философского оптимизма такова: если вещи несовершенные, их, как минимум, можно довести толком. И это не подчиняется почему-то невидимому, не зависит от чего-то такого, что всходит сверху, а зависит только от нас, предопределенно нашими усилиями, нашими руками, нашими мыслями, представлениями, оценками, нашей философской способностью любить мудрость, не удовлетворяясь тем, которые любят ее, а стараясь становиться все мудрее. Когда Пифагор сказал, что он - не мудрец, sophos, а только filosophos, он сформулировал теорию философского оптимизма. Он не только выразил его в словах - он жил в соответствии с этим. Пифагор называл себя философом - тем, кто любит мудрость, ищет мудрость, и посвятил всю свою жизнь поисковые истины и воплощению ее в жизнь. И таким образом он продемонстрировал оптимизм, но не иллюзорный, а реальный.

Многочисленные научные труды говорят нам, что вопрос о том, быть оптимистом или пессимистом в жизни, никак не связанное с философским оптимизмом, благодаря которому мы становимся лучшими; они относят этот вопрос к области психологического, к субъективно эмоциональному. Действительно, если человек поник, грустная, слабая, то более вероятно, что она будет пессимистом, поскольку ее собственное психологическое состояние приводит к страху перед жизнью и всеми ее последствиями. И наоборот, если у человека противоположный характер, то ей нетрудно бороться с трудностями, находить общее с другими людьми, разрешать все проблемы, исходя из оптимистичного настроения. Однако, все не так просто. Пессимизм и оптимизм не возводятся, по нашему мнению, сугубо к психологии, где все зависит от настроения или характера. Мы считаем, что есть ментальные и духовные факторы, которые также имеют влияние на формирование оптимистичной или пессимистической жизненной позиции.
Пессимизм

Материализм - причина пессимизма. Склонность рассматривать бытие как что-то сугубо материальное - одна из тенденций, которые порождают пессимизм. Доводы логические: если мир абсолютно материален, то все, что мы видим, все, что нас окружает, - все незначащий, и от этого ничего ожидать. Повседневная жизнь, полная боли, страданий, безнадежности, голода, смерти, коррупции, катастроф, войн, несчастных случаев, не обещает нам ничего хорошего.

Тот, кто строит свои представления на основе материального, легко может прийти к пессимизму, потому что для него быть счастливым - значит иметь конкретные вещи, которые, будучи материальными, не являются вечными. Считается важным что-то иметь, но, когда уже что-то приобрел, появляется большой страх все это потерять, внутреннее отчаяние из-за того, что приобретено сразу же может выскользнуть из рук. Мы даже не успеваем насладиться тем, которые имеют, потому что постоянно задаем себе вопрос: надолго ли?

Кроме материального благополучия, желание иметь распространяется на сферу чувств. Если мы любим человека, но любим его с тем же материалистическим подходом, то каждого дня спрашиваем себя: насколько нас любят, как долго нас будут любить, возможно, что ли всю жизнь? Следовательно, мы видим, как ментальное представление, которое доминирует в последние годы, может сделать жизнь пессимистической.

Рассмотрим другие факторы, которые маскируются под духовных и тоже приводят к пессимизму.

Существует тенденция к пессимизму псевдо-езотеричного характера, связанная с неверно понятными философскими идеями, которые пришли из Дальнего Востока, - далекого и во времени, и в пространстве. Особенно часто встречается в публикациях слово «карма». Напомним коротко, что карма - это закон, который, как считают восточные философы, лежит в основе развития жизни. Его назвали «законом причины и следствия», потому что все, что возникает во Вселенной, внутренне взаимоувязываемое, все события являются звеньями одной цепи. Таким образом, все, что происходит, взаимно обусловленное - одно зависит от другого. Эта концепция, плохо интерпретированная, может привести к пессимизму, потому что все, что с нами происходит, есть «карма». Зачем что-то исправлять, какой смысл бороться, зачем подниматься над самим собой, если все - «карма»? Как видно, через искажение философских идей или духовных учений можно также прийти к пессимизму, который превращается в апатию, инерцию, смерть при жизни.
Философский оптимизм

Вернемся к философскому оптимизму. Мы убеждены в том, что никто не может быть абсолютным оптимистом в своей жизни, потому что все мы временами страдаем, чувствуем боль, но нет и абсолютных пессимистов, потому что мы продолжаем бороться, невзирая на неприятности.

Начнем с более низкого, материального. При правильном восприятии материя может привести к оптимистичному взгляду на жизнь. Достаточно посмотреть вокруг внимательно, но не безразлично, чтобы увидеть красоту и совершенство всего, что бережно и с вниманием создано во Вселенной, как бы мало мы о нем не знали. Это законы, которые правят материей, организуют ее, и потому они более высоки ее. Материя отображает красоту. Хотя материя сама по себе темная, тяжелая и тленная, она должна служить для того, чтобы радовать сердце уже самим фактом присутствия в ней чего-то более высокого, того, что ее очищает, подносит, того, что порождает красота своим прикасанием.

Перейдем на психологический план. Все мы переживаем, чувствуем боль. Ряд восточных философов (как мы только что видели), которые, сами того не желая, породили пессимизм и материализм, в действительности учили нас намного более важному: страдание, боль - это двигатель сознания. Без страданий мы не воспринимаем окружающую действительность, ничего нас не задевает.

Боль и страдание - это не зло и не повод для того, чтобы быть пессимистом. Их нужно рассматривать, за высказыванием стоиков, как Школу Жизни. Это значит: воспринимать страдание как форму учебы, каждый раз выходить из этого испытания омытыми и очищенными, убедившись, что способные получать собственный опыт, и после перенесенных страданий становиться немного лучше, чем раньше.

Мы привыкли думать, что страдаем; мы жалуемся на жизнь, потому что не всегда достигаем всего, что считаем необходимым. Есть две возможности. Если что-то жизненно важно, правильно, честно, благородно для нас, и мы убеждены, что это нам нужно, то ищем и добиваемся этого, работая ради его осуществления. Если же то, чего мы горячо стремимся, - лишь результат временного захвата, если мы только думаем, что стремимся, а в действительности это стремление не идет из глубины души, то лучше от него отказаться. Нет потребности - нет страдания, нет фальшивых амбиций, которые нужно удовлетворять, - опять же нет страдания.

Не так просто определить, когда то, чего мы хотим, - глубокое, настоящее, а когда - нет. Нужно спросить себя, насколько стойка эта потребность, насколько глубоко мы несем в себе это стремление, стало ли оно частью нашего естества, подобное ли оно к тому желанию знаний, мудрости, с которым мы встаем и ложимся, какое мы имеем в виду, когда говорим о «философии».

Если потребность длилась, если она сохраняется, то она идет из души. Если эта потребность - временная прихоть, достаточно не думать о ней, чтобы со временем это желание пропало. Следовательно, боль и страдания, связанные с нашими амбициями, учат и воспитывают нас, шлифуют нас, сглаживая те внешние потребности, которые не идут из нашей сути.

Перейдем на высший план: оптимизм в аспекте ментальном и рациональном.

Оптимизм, который так понимается, трансформируется в веру, в достоверные и крепкие убеждения, которые предоставляют жизни смысла, которые являются опорой бытия. Если мы пытаемся понять, «снимая вуали», законы Природы, принципы, в человеке, если действительно пытаемся понять то, которое происходит вокруг нас, то, несомненно, приходим к выводу, что все имеет смысл, и этот смысл предоставляет нам уверенности и стабильности.

В древности говорили, что «знать - значит быть способным», а «могущим» - это производить свою волю. Никто из тех, кто имеет сильную волю и пользуется ею для выполнения даже незначительных заданий, не может чувствовать себя пессимистом.
Энтузиазм

Невозможно быть пессимистом в сфере духовного. Мы должны оставить в стороне все идеи, которые сталкиваются у нас как добро и зло, стараться избегать того, чтобы у нас сосуществовали Бог и дьявол, хорошо и плохое. Антагонистичные ценности ведут борьбу у нас, превращая нас в наблюдателей, что приводит к сомнениям и страданиям, к состоянию постоянной неуверенности. Не существует Бога и дьявола - есть только Бог. Нет добра и зла - есть добро. Дело в том, что добро имеет возможность выражать себя настолько разными способами, что мы иногда этого не понимаем и через свое невежество называем это злом.

Представим себе фокус света, который мы называем Добром. Из этого фокуса, как из наивысшего источника, светло проливается на всю Вселенную. Если нам повезут оказаться у точки, из которой расходятся лучи, и мы приблизим к ней руку, то на руку попадет максимальное количество тепловой и световой энергии. Если же мы очутимся на значительном расстоянии от светового пучка, то поверхность руки получит меньше энергии, поскольку она рассеялась, распространяясь во все стороны. Зла не существует в мире, оно содержится в нашем невежестве. Зло просто значит не знать, не видеть, не понимать; зло - это страдание, потому что нужно научиться; зло - это боль, вызванная неспособностью заметить, что предприняли неправильный шаг.

Рассмотрев элементы философского оптимизма, мы, я думаю, приблизились к древней концепции, которую греки называли «энтузиазмом».

«Энтузиазм» - «En Theos», «Theos en», «Бог в», «Бог внутри», «Бог в человеке». Чувствовать божественное инкрустированным в себе, чувствовать счастье от знания того, что мы являем собой что-то большее, чем скорлупа из материи, в которую мы углублены; чувствовать гордость от осознания себя частью того, что выше всех ограничений времени.

Энтузиазм - это не пустой оптимизм, не поверхностная радость. Энтузиазм - это несколько внутреннее, то, которое находится в глубине души. Это то, которое побуждает человека петь, молиться, миловаться Природой, искать Бога среди деревьев, в полете птиц, в движении туч. Все это - энтузиазм, что намного больше, чем оптимизм.

Нам многократно говорили, что оптимисты смешны. И не только за высказыванием Вольтера - так много кто считает в XX веке. Нам говорят, что оптимизм - это философия, рассчитанная на будущее, но она не годится для современного. Оптимизм будет полезным только потом, потому что он предусматривает лучше в будущем.

Мы считаем, что это неправильно. Оптимизм возможен в любых часовых измерениях: когда он превращается в энтузиазм, нет ни одной частицы времени и пространства, куда бы он не проник.

Оптимизм касается и прошлого. Прошлое свидетельствует, что история циклическая, и мы через забывчивость или небрежность воспроизводим те же ситуации, впадаем в те же ошибки или повторяем те же успехи, но - от повторения к повторению - немножечко растем. Прошлое учит нас, что бывали времена, когда Истина, Красота, Справедливость, Единство ясно проявлялись в материи. Но бывало, что все эти принципы шли из конкретного мира, потому что не было каналов, через какие они могли бы проявляться.

Оптимизм есть в современном, потому что свой энтузиазм мы выражаем не вчера и не завтра, а сегодня, здесь и теперь, и проявляем энтузиазм, невзирая на трудности, я бы сказала - даже благодаря ним. Почему бы служил энтузиазм, зачем быть надежным, волевым и решительным, если бы на пути никогда не встречались препятствия? Тем более, что мы ежедневно натыкаемся на них, стоит только протянуть руку. Но, невзирая на это и благодаря этому, мы остаемся энтузиастами, потому что корни Вселенной проснулись в человеке.

Оптимизм - в будущем, но не как мечта или утопия, в которую можно спрятаться. Нас не интересует бред о лучшем будущем, который отводит нас от всего, что происходит в современном. Энтузиазм, оптимизм в отношении к будущему - кое-что совсем другое. Это уверенность, которая существует в настоящий момент; это реальный опыт, активное чувство, ясное, глубокое, что омывает все естество человека. Быть энтузиастом - значит жить в будущем уже в настоящий момент. Чувствовать, что этот мир, новый и лучший, о котором мы столько раз говорили, - это не что-то далекое и недосягаемое. Ясно и выразительно чувствовать, что этот Мир, Новый и Лучший, отделенный от нас лишь густой вуалью, и достаточно коснуться этой вуали, чтобы открыть, что будущее находится здесь, мы дали ему жизнь и сделали его современным.

Энтузиазм - это пламя, которое пылает в сердце человека и дает ей возможность творить историю всегда, - раньше, теперь и потом.

Комментариев нет: