пятница, 5 сентября 2008 г.

Конец света через 10 лет?

Конец света через 10 лет?

Вопрос о конце света всегда волновал человечество, особенно ту его часть, которая в течение двух тысячелетий развивалась в рамках западной цивилизации. Интересно, что в других, более древнейших культурах, которые, казалось бы, значительно сильнее должны были быть подвластные суевериям, тревог подобного плана, которые возникают в коллективном несознательном человечество, практически не было. За редким исключением, которое лишь подтверждает правило, ни шумеры, ни египтяне, ни жителе древнейшего Вавилону, ни «язычники» греки или римляне, никогда не чувствовали тот болезненный общий страх перед неотвратимым концом света, который время от времени возникает в нашей цивилизации.

Вопреки современным представлениям о способе жизни древних народов, которые порождены в нашем сознании свободной фантазией авторов кинофильмов и телесериалов, наши далекие пращуры жилы спокойной, естественной и счастливой жизнью. Современный психиатр, если бы ему пришлось очутиться среди них, по-видимому, остался бы без работы.

Во всех древнейших культурах существовал своеобразный четкий иерархический порядок, на основе которого были организованы все религиозные, политические, экономические и социальные структуры общества. Весьма возможно, что именно благодаря этому порядковые и сложился такой особенный подход к жизни, который нам сегодня сложно представить и понять. Рождение и смерть воспринимались так же естественно, как ноябрь осенью или появление молодых побегов весной. Это ни в коем случае не значит, что люди древнейшего мира были безразличными. Они глубоко переживали каждое тяжелое событие, каждую трагедию, каждую драму, которая происходила в их жизни. Однако они умели по-другому переносить страдание, умели освобождаться от сумму и тоски, преодолевать вспышки гнева и ненависти так, что не оставалось психологических травм и груза на душе. Благодаря этому последствия тяжелых жизненных событий были менее ощутимыми.

Современные психологи, прежде всего последователи фрейдизма, говорят о «едипів комплексе» или «комплексе Електри», однако они лишь используют классические обиды, поскольку им не хватает воображения придумать другие, более соответствующие. Сами же Едип и Електра не имели этих «комплексов». Просто они попали в нестандартные ситуации; проблемы, с которыми им пришлось столкнуться, заставили их нарушить традиции и обычаи того времени. Причиной их страданий был не стресс, а удар Судьбы. Их душу раздирали не страхи, не мрачные тревоги, а переживания, о том, отвечают ли их поступки собственному кодексу чести. Они стали жертвами одной маленькой трагедии, которая разыгралась внутри огромного механизма Вселенной. Их страдания вопили о милости и прощении, а голоса, наполненные настоящей боли и отчаяния, подносили молитву о спасении и искуплении перед образом таинственной и неминуемой Судьбы. Они чувствовали на себе «перст богов», интуитивно проникая в то таинственное, бесконечное и непостижимое измерение, в котором проживают боги, но при этом не падая духом, не принижуючись, не теряя своего человеческого достоинства.

Поэтому-то эти обиды и оказались неподвластными времени и дошли до наших дней. Они принадлежат своей эпохе, но в то же время глубоко современные и очень для нас актуальные. Тот, на чью судьбу выпало пережить смерть близкого друга, поймет, что чувствовал Ахилл около тела Патрокла; красивая женщина лучше любого историка или специалиста по символизму сможет понять чувство Елены из Трои.

Однако, такие драмы не были обречены на совсем безнадежный конец. В тех, кто их пережил, всегда было будущее, а боги, непостижимые в своих замыслах, всегда так или иначе прекращали цепь трагических событий, обнаруживая в конце концов свою доброту.

Если бы Сократу кто-нибудь предвестил близкий конец света, он, наверно, здвигнув бы плечами и ответил: «Если беду, о которой ты говоришь, можно отвернуть, то почему ты жалишься? А если она неминуема, тем более, какой смысл жалиться?»

Какие же мы далеки от такой духовной зрелости!

Очень часто мы полагаемся на хронологию, которая частично неточные, частично просто связанные с теми или другими религиозными установками. И нам кажется, что Колесо Судьбы человечества и всей нашей планеты обязательно будет вращаться в том ритме и в той форме, которые определяют модные верования и течения эпохи. Однако, если беспристрастно подойти к этой проблеме, нужно будет признать, что даже не половина, а лишь около четверти населения земного шара пользуется принятым у христиан летоисчислением и соответствующей хронологией. Однако в сугубо деловых отношениях практически все принимают именно их, из-за того, что они признаны и считаются удобными в странах-лидерах мировой экономики.

Вопрос о конце света в той или другой форме часто возникало в христианстве с самого начала существования этой религии. Отдельное слово из книги, чье-то ужасное сновидение или просто научно-фантастический рассказ становились поводом для следующей волны коллективного психоза вроде бы будущего конца света. Однако сама большая загадка заключается в том, что когда предусмотренная дата конца света проходила и было очевидно, что мир продолжает существовать, целый и невредимый, никого это не смущало и немногие добывали из этого надлежащий урок. И спустя некоторое время, буквально через несколько лет, коллективный психоз на тему конца света, как правило, рождался опять. Откуда же такая одержимость, и именно в этом вопросе?

Согласно новейшим исследованиям, эта навязчивая идея возникла из своего рода комплекса коллективной вины. Питательной почвой для его роста послужил миф о першородний грехе, а в последние несколько веков им стала экологическая катастрофа, вызванная неправильным использованием техники и природных ресурсов, а также расстройство общественно-политических систем.

Констатируя, что комплекса коллективной вины не существовало у древнейших египтян, или, например, у шумеров, было бы неправильным допускать, что эти народы были слишком простодушными, неумными или примитивными. Просто они не чувствовали за собой вину, которая выходила бы за рамки их собственной личной жизни и ответственности, вины, не связанной с их повседневными делами и поступками. А если нет такой общей вины, то почему же вдруг должен нарушиться космический порядок? Ведь не может весь мир погибнуть через поступок одной или нескольких лиц, которые в состоянии сами ответить за то, что сделали.

Доводя необоснованность фаталистских взглядов, которые возникают опять в конце двадцатого века, мудрый Айзек Азимов обратил внимание на некоторые элементы фантазии, которые вплетаются в нашу хронологию. И с ним трудно не согласиться.

Сравнительно недавно, в 535 году, сириец Дионисий Ексигус взялся за историко-математические расчеты, имея целью выяснить дату рождения Иисуса. Евангелия, конечный результат которых являет собой множество вырванных из контекста фрагментов текстов, которые в свою очередь являются частью других, более объемных рукописей, говорят об этом очень туманно. В действительности, в «священной истории» слишком мало собственно истории.

В своих исследованиях Дионисий пользовался календарем, намного древнее, чем наш, который, очевидно, существовал и во времена появления Мессии. Назывался он «Anno urbe condita»; его летоисчисление велось от основания Рима. Согласно расчетам Дионисия, Иисус родился в 753 году от основания Рима. Именно эта дата считалась правильной из эпохи раннего средневековья.

Однако, современные исследования показывают другое. В Евангелии есть упоминание о том, что Иисус появился на свет в то время, когда в Иудеи правил царь Ирод. Но, если это действительно так, возникает противоречие, поскольку Ирод умер в 749 году за тем же летоисчислением. Об этом есть достоверные документальные подтверждения. Выходит, основатель христианской религии должен был появиться не позже этой дать, а наоборот, хотя бы на год или два раньше. А это значит, что Иисус Христос родился в 4 или 5 году... до Рождества Христова!

Возникает также другая проблема: если мы признаем днем рождения Иисуса 25 декабря, то выходит, что через неделю наступил новый год - но который именно?

Нам также придется отказаться от мысли о том, что первые христиане могли пользоваться датой, которая выражается отрицательным числом (4 или 5 год к Р.Х.), поскольку представление о нуле и отрицательных числах распространилось в Средиземноморье лишь в XV веке благодаря арабам, которые, в свою очередь, принесли его из Индии, где такие числа использовались (мы можем это утверждать с уверенностью) уже в начале I тысячелетия до н.э. Иероглиф «морская раковина», который означает эту цифру, был расшифрован, он полностью идентифицируется с ней.

Все это наводит нас на мысли. Мы можем просто принять, что в настоящий момент 1990 (*) год от Рождества христового, подобно тому, как европейцы в Х веке верили, что Земля плоская. Но из научной точки зрения это будет не совсем правильно. Поэтому для нас самих было бы полезно не очень восхваляться точностью наших научных исследований и не относиться пренебрежительно к древнейшим народам, поскольку в действительности мы не только не обогнали их в этом вопросе, а наоборот, безнадежно отстали. Например, египтяне и Майя соотносили свои календари с точно определенными астрономическими явлениями. Римляне взяли за отправную точку дату основания своего города. Мы же слепо и механически ведем отсчет от того, которое предлагает нам миф, простое порождение человеческой фантазии, поскольку абсолютно очевидно, что достоверно установить дату рождения Иисуса Христа мы не можем.

Те, кто запугивают и еще будут запугивать нас на пороге двадцать первого века концом света, должны иметь это в виду. Да и нам самим не будет лишним помнить об этом, чтобы не волноваться без причины.

Человека не возвеличивает то, что из «тихоходного» телеге она пересела на скоростной автомобиль или стала бриться электробритвой. Возвеличивает ее количество истин, которые проникли в ее сознание и отброшенных ею бессмыслиц.

Сегодня слишком много чего носит на себе оттиск средневековых предубеждений и образа мышления. Через простое расхождение в вопросе вероисповедания опять появляется фанатизм и проливается кровь - например, в иудейско-мусульманской войне, в которой жители маленького лоскутка земли ведут изнурительную борьбу против своих давних соседей. Все смешивается и приходит в состояние хаоса. Время от времени маленьким странам объявляются войны лишь ради того, чтобы испытать новое усовершенствованное оружие. По крошкам собираются пожертвования для голодающих в Африке, в то время, когда в банках сохраняются много миллиардов долларов тех же «доброжелателей», а их дворцы потопают в роскоши. Молодежь обрекается на медленную смерть, из года в год, потребляя тона наркотиков, которые притупляют душу и сознание. Перед лицом всех этих бед мы, философы, хотим сделать свой взнос в защиту правды и мира, как на коллективном, так и на индивидуальном, плане. А псевдо-пророкам, которые предвещают о приближении конца света и наживаются на продаже своих пророчеств, которые стали настолько модными в наше нестабильное время, надлежало бы дать возможность, в качестве искупления за всех вызваны ими тревоги и психозы, строить новые дороги, в которых так нуждается человечество. Возможно, солнечный отблеск, который блеснет на кайле, или вес крепкой лопаты, в руках заставят их звернути взгляды к реальности или хотя бы помогут почувствовать настоящее удовлетворение от осознания своей полезности для других. Хочется верить, что благородный труд приобретет свое благотворное очистительное действие.

Страх - главный враг духовного развития. Лишь освободившись от него, мы сможем уверенно двигаться вперед, поднимаясь все выше и выше. Каждый из нас должен сделать посильный взнос в сотворение нового, лучшего мира.

Единственный «конец», который мы можем сегодня предвестить и пожелать всем и для осуществления которого мы должны приложить все усилия, - это конец света, в котором господствует страх и фанатизм.

Представьте, если бы в результате объединенных усилий всех людей по нашей жизни исчезли страх, фанатизм, злоба, ненависть, эгоизм, ложь и обман... Какой счастливый конец был бы у нашей с вами истории!

Комментариев нет: