пятница, 5 сентября 2008 г.

Воспоминания и реминисценции

Воспоминания и реминисценции

Тема, которую хотелось бы рассмотреть, содержит в себе два аспекта, которые не противореччат друг другу. То ли идет речь о воспоминаниях, то ли о реминисценциях, в обоих случаях имеем в виду одну и ту же составляющую человеческого сознания - память. Таким образом, мы рассмотрим два вида памяти, как это видно из заглавию статьи. Нас не устраивает беседа просто о памяти, мы должны уточнить, что существует форма, возможно, более конкретная, более распространенная, более повседневная - «воспоминание» - и другая - более тонкая, которую трудно определить, - «реминисценция». Обе формы являются памятью, и, в конечном итоге, для одних - это удивительная способность и истинное благословение, для других - проклятие, от которого они предпочитают убежать как можно быстрее, для третьих - несколько интересно, а для философов, - по-видимому наиболее привлекательное, что есть в человеке. Память охватывает все без исключения сферы, мы встречаемся с ней в нашем эмоциональном мире, в нашем ментальном мире, в высотах нашего духовного мира.
Вообще, объясняя понятие «память», мы выходим из аспекта человеческого сознания, которое имеет четыре функции: воспринимать, удерживать, в нужный момент вызывать образ и вспоминать. Из этих четырех функций наиболее важной для нас последняя - воспоминание, которое переносит откуда-то издали, из прошлого идею, событие, опыт, чувство; в целом, несколько пережитое нами, опять помещает в нынешнем, дает возможность опознать его, как наше собственно, то есть, как кое-что, что с нами состоялось. Однако, невзирая на интерес, который вызывает проблема воспоминания, мы не должны забывать об огромной важности других трех подготовительных функций. Особенно это касается функций восприятия и содержания, которые действуют практически без участия сознания, но свидетельствуют о способности различать, которую человек должен постепенно развивать в себе. Нужно спросить себя: а что мы, собственно говоря, воспринимаем и удерживаем в памяти: все, что происходит, то ли, что мы предварительно решили усвоить, поскольку хотим этого, поскольку это нам подходит или потому, что это принесет нам пользу.
Воспоминание, - это способность, которая дает нам возможность перенести в нынешнее сознание кое-что из прошлого, то, что вдруг ожило, стало понятным и выразительным. Воспоминание будто дает нам возможность заново пережить прошлое, но без необходимости воспроизводить обстоятельства, поскольку он является психологической функцией, которая позволяет нам переделать сценарий.
Зададим себе вопрос: кто собрал этот опыт и перенес его в нынешнее? Или, другими словами, какая часть нас самих имеет возможность собирать прошлый опыт, хранить его, и в нужный момент опять актуалізовувати? Интересно, какие ответы можно найти на эти вопросы. Рассмотрим некоторые из них.
Для традиционной философии, которая не исключает психологию, человек, хотя и являет собой функциональное единство, не является лишь телом. В общих чертах, человек состоит из материальной личности, маски, «шкурки», если хотите, - того, которое делает возможным наше появление в мире, - это тело, большая часть эмоций и рациональный ум. Но, кроме этого, человек имеет еще и духовную часть, в которой материя уже не является важной, где составные элементы чрезвычайно тонки, где содержатся мысли, полностью лишенные эгоизму, чистый ум, в котором рассуждение, как говорил Кант, - это интуиция, способная почувствовать вещи со скоростью света, и огромная воля, которая позволяет нам быть, а не просто существовать.
Следовательно, в традиционной философии рассматривается два аспекта человека: это - персона, материальное, и другой, высший элемент - индивид, - неделимый, единственный, духовный, тот, который существует вечно.
Наше физическое тело имеет память, ведь оно много чего запоминает, в психологии этот вид памяти называется навыками. То, как она хорошо учится, как хорошо фиксирует, как развивается, вызывает восхищение.
Таким образом, наша наиболее плотная часть уже владеет определенной формой памяти. Обычно говорят о психологической памяти, которую мы и объясняем, в другом аспекте: как о способности запоминать эмоции, чувства, рассуждения, идеи, и в целом все, что имеет отношение к нашему высшему психологическому свету. Здесь мы переходим от пам'яті-навиків к памяти психологической, более тонкой, и, как это не парадоксально, обнаруживаем, что память, чем она «ниже» и более «тяжелая», тем она более крепка и более надежна. Иногда мы можем вспомнить наши эмоции, но они способны поглотить нас. Иногда мы способны привлечь в нужный момент идеи, но в другой раз это бывает очень трудно сделать.
Мы не владеем силой и надежностью навыка, и память становится еще слабее, и более того, когда мы входим в область духа, к области индивидууму, этому неделимому существу, то там наши воспоминания становятся все более расплывчатыми. У нас есть опыт, но мы не можем его конкретизировать. Этот тип памяти Платон и другие философы к и после его, называли «реминисценцией». Это не воспоминание, в нем нет ни силы, ни веса привычек, ни выразительности чувств, эмоций или мыслей, которые мы можем реализовать. «Реминисценция» подобна тучке, которая, тем легче выскальзывает, чем больше мы пытаемся ухватить ее.
Память тела, память духа

Таким образом, мы определили память как сознательное использование в нужный момент всего опыта, которым владеет персона, или маска, а реминисценцией назовем актуализацию того опыта, которым владеет наше наивысший Я. Фокус, внимание и выразительность воспоминания, содержатся в физическом, психологическом и ментальном теле. То, которое является нечетким, находится в духовном. Выразительное - это воспоминание; то, что едва можно выделить, - это реминисценция.
Но это не единственное отличие, которое существует между воспоминанием и реминисценцией. Важный фактор - это время, потому что материя и дух не равны во времени, они не начинают жить из одного и того же момента, и не заканчивают в одно и то же мгновение. Поэтому возникает вопрос: начиная с какого времени мы собираем свой опыт? Но мы не сможем ответить на него, если не возьмем, хотя бы частично, во внимание, доктрину перевоплощения.
Не касаясь теории перевоплощения как такой, со своими «за и против», а понимая лишь, что существует то, которое не прекращается и інкарнується: дух, который существует всегда и тела, которые изнашиваются. Он убирается в них, как в одежду, согласно своим потребностям. Дух постоянен, для него не существует времени, а лишь вечность. Этот дух иногда находится на Земле, в теле, а в другой раз его нет на Земле, и у него нет тела, оно ему не нужно; он изнашивает одно тело и берет другое. Важен не наряд, а тот, кто его одевает. Несколько подобное имеет место и на физическом плане: важный не одел, который мы надеваем, а то, которое находится внутри этой одежды. Важным внутреннее, существенное.
Если тело - последняя одежда, которая использует дух, то это тело с психикой и умом, который сопровождает его, имеет чрезвычайно свежую память, поскольку имеет отношение к последнему воплощению, то есть к этой нынешней жизни. Весь опыт, которым владеем, получен нами в настоящий момент, за последние прожитые годы. Хотя идет речь об опыте новом и свежем, нельзя забывать о том, что память тела несет с собой всю силу инстинктов рода, эволюционное состояние человечества в целом, собственную эволюцию каждого человека. Каждый получает свой собственный опыт в соответствии со своим состоянием, усваивает и запоминает его. В целом, личность является молодой даже если ей шестьдесят или восемьдесят лет, ведь в сравнении с вечностью - это пустяк.
Дух также запоминает. Он вечен и неизменен и постоянно собирает опыт и здесь, и в другом мире. Но есть одна сложность: поскольку мы не владеем достаточно пробуженным сознанием, то понимаем этот собранный опыт рационально. Наше сознание собирает все, что мы переживаем как персона, но не собирает четко того, что мы переживаем как дух. Мы хорошо запоминаем то, которое привлекло наше внимание, а привлекает ее то, что нас интересует. Мы достаточно простые. Наше внимание привлекает холод, тепло, боль, голод, усталость, раздражение, работа или деньги. Ее круг чрезвычайно ограничен или, по крайней мере, очень специфическое: личность и ее материальные потребности. Здесь все понятно, здесь шевелятся воспоминания и здесь находятся пределы нашей памяти. И возникает вопрос: если человек - существо действительно вечная, если дух сопровождает ее через все времена и воплощался многократно, то почему человеку так трудно обратиться к памяти прошлого?
Трудно естественно, потому что есть два вида памяти - воспоминания и реминисценции. Воспоминания связаны с тем, что мы переживаем в настоящее время, и они охватывают то, что нас интересует и привлекает наше внимание. Реминисценция - это память души. Но если душа спит, она мало что замечает, и еще меньше запоминает.
Платон указал на то, что в душе есть сила, импульс, ностальгия, тоска, за тем, что мы чувствуем, но почему не можем дать определения. Каждому из нас приходилось, идя какими-то дорогами, почувствовать, что мы уже здесь бывали раньше. Или в беседе с другом вдруг заметить, что якобы то же уже было сказано раньше. Или, созерцая море, обнаружить неожиданно, что уже видели этот пейзаж когда-то, неизвестно когда. Это не имеет объяснения, потому что мы не знаем, как это происходит.
Реминисценция

Существуют другие, более сильные реминисценции. Все мы иногда думаем о смерти и миримся с ней, хотя эти мысли нам не по нраву. В глубине души, если бы мы могли избежать смертей, отогнать ее от себя, перечеркнуть ее, то сделали бы это, поскольку существует реминисценция вечности, которая не дает нам принять идею смерти решительно и полностью.
Существует то, что постоянно кричит нам «Так, смерть есть, но я не умру». Это - наша бессмертная частица, и, которая владеет реминисценцией и знает о том, которое будет жить.
Следовательно, наша жизнь продолжается, жизнь, распятую между конкретными воспоминаниями, которые не тревожат нас так сильно и реминисценциями, которые ошеломляют нас изредка, будто вынуждая осознать немногим больше.
Большой философ прошлого века Елена Петровна Блаватска считала, что воспоминание и реминисценция в корне отличаются. Память-воспоминание, в лучшем случае, предусматривает наличие прекрасно функционирующего головного мозга, и, если это так, то мы имеем или можем иметь хорошую практическую память и воспоминания, что ее сопровождают. Но реминисценции - это немногим больше, намного тоньше, это интуитивное восприятие, которое не имеет ничего общего с физическим мозгом. В нем даже нет центров, которые могли бы регистрировать реминисценцию.
ОПБ говорит о том, что эти интуитивные восприятия приходят не из нашего физического опыта, а из опыта духовного, который всегда с нами. Эти реминисценции приобретают разные формы, проявляясь иногда как виденье, в другой раз - как необычная интуиция, которая вдохновляет художников. В состоянии вдохновения художнику все понятно, он видит чрезвычайно выразительно, так, будто это слова, звуки, цвета или формы. Он это видит, чувствует, имеют перед собой, хотя не может этого объяснить. И все это должно где-то находиться, оно не может прийти ниоткуда. Это - самый богатый опыт, который в течение длинных веков собирала и хранила душа, а в нужный момент, будто через окно в выше, возвращает нам, и озаряет нас.
Как исследователь, ОПБ возобновила самые давние восточные тексты, перевела их для западного читателя, включила в свой труд «Голос Безмолвия». В этих строках мы встречаем Совет для человека, который хочет расти, которая хочет учиться, которая хочет двигаться по пути. Это - удивительный Совет, который имеет отношение к памяти: «Не смотри назад, сотри воспоминания о прошлом опыте». Не нужно стирать опыт, а лишь воспоминания, обстоятельства. Воспоминания - это будто цеп, который служил нам на некотором отрезке пути, но потом он уже не нужен.
Мы пользуемся нашим опытом и это подтвержденный факт. Поэтому личность, маска, материя, в которой мы живем в мире, накапливает воспоминания и страдает через них. Не имея возможности отделить себя от воспоминаний, возвращаясь каждый раз к ним, страдает снова и снова. В отличие от персоны, дух, выше Я, не хранит воспоминаний, а помнит лишь опыт. Воспоминания питаются конкретным опытом, в то время, как реминисценция - квинтэссенцией опыта.
Большой философ средневековья Раймонд Луллий обычно называл три человеческих способности, три наивысших качества, как три девушки, - память, ум и воля. Первая запоминает то, что вторая думает, и чего третья хочет. Вторая думает о том, что первая вспоминает, третья же хочет того, о чем думает вторая и вспоминает первая. Это значит, что все они находятся в полном согласии: память, как ментальная способность, ум, как наивысшая интуиция, которая разрушает все препятствия, и воля, как корень существования.
Эти три элемента в человеке действуют согласованно, память сама по себе ничему не служит. И, дополняя Раймонда Луллия, мы можем сказать, что за пределами памяти ум и воля или интуиция и воля способствуют реминисценции. Они помогают вспомнить, повернуть те элементы, которые сохраняются в потайных уголках нашего Я и которые, хотя и скрытые, не перестают от этого быть нашими.
Другой большой философ Возрождения Джордано Бруно выдвигал идею революции, которая заключается в появлении нового человека. Она будет владеть более сильной памятью, которая является реминисценцией высших идей, главных архетипів, и воображением, которое объединяет мир материальных элементов и мир элементов духовных. Воображение отображает выше и передает его низшим планам, память вспоминает выше и передает это вниз. Это и было революцией Бруно.
Совершенствовать память и воображение

Нас разделяет несколько веков, а потому особенно интересно присоединиться к этой революции. Начиная расширять свою память, или, другими словами, свое умение жить, мы не проходимо по жизни, как ветер, а накапливаем опыт и не боимся его ассимилировать, вбирая все, что нас интересует. И это мы называем умением жить, помнить, не повторять постоянно одни и те же ошибки, отбросить пословицу о том, что «человек - это единственное животное, которое перецепляется не два раза, а тысячу раз через один и тот же камень». Мы должны, споткнувшись один раз, не повторять этого больше никогда, если у нас есть память. Это и будет расширением нашей памяти здесь и теперь.
Мы также должны расширять и наше воображение, поскольку она, - это тот инструмент, который позволяет нам творить. Если мы немного раньше сказали «уметь жить», то в настоящий момент мы должны сказать «уметь творить». Воображение не значит потерять себя в переулках фантазии, которая нас захватывает и помогает спрятаться от жизни, а не встретиться с ним.
Воображение - это зеркало, это способность улавливать высшие обиды и это сила сделать так, чтобы эти высокие обиды стали реальностью в нашем мире. Труд с обидами превращает всех нас в художников, а сущность бытия художника заключается в том, что формировать себя самого.
С помощью воображения мы улавливаем наиболее высокие идеи, с помощью воображения, основываясь на элементах чистых и благородных, мы можем воспитывать чистых и благородных людей, потому что мы имеем идею, образ, архетип, и воспроизводим его из самих себя, как настоящие художники. Это не только расширения памяти и воображения, но и предоставления большего значения нашим реминисценциям, восприятия их, как молчаливого сигнала из мира, который существует сегодня, из мира, который есть и будет всегда, и частью которого мы являемся.
В этих реминисценциях присутствует действительно и наша часть, которая не воспринимает смерть, которая является вечной. То, что обычно может показаться нам неинтересным, абсурдным, таким, которое не вызывает никаких чувств, врасплох приобретает цвет, становится ярким, вызывает интерес, теперь мы уже знаем, почему и зачем мы делаем это дело. В целом наша революция будет лечь в том, чтобы научиться жить благодаря памяти, научиться творить благодаря воображению для того, чтобы смочь Быть.
Также нужно вспомнить то давнее учение, которое Восток сделал своим, когда люди пытались объяснить, что такое память. Они объясняли, что память - это атрибут верности самому себе. Человек, какая верная сама себе, которая вспоминает, познает и формирует себя, имеет память. Этот человек, возможно, не может сказать точно, кто она, но скажет кое-что, что имеет для нас большую ценность и поможет нам предпринять первый шаг, уверенный шаг по пути Эволюции, и сказать, по крайней мере : «Я ЕСТЬ!»

Комментариев нет: