пятница, 5 сентября 2008 г.

Инициатичний путь Св. Якова

Инициатичний путь Св. Якова

Рассказывая о загадке Компостели и пути Св. Якова, мы вспоминаем многочисленные традиции, легенды и мифы, связанные с этим духовным источником, который принадлежит не только Испании, но и всему мировые.
Какую же тайну хранит Компостела, кем был Св. Яков, и что являет собой весь его путь, если даже в нашем веке декаденсу и материализму, когда преимущество предоставляют вещам лишь конкретным и практическим, сохраняется высокий дух почета к этим символам?
Попробуем коротко в общих чертах изобразить тайну этого пути и цели, к которой он ведет, - Компостели.
История и миф

Существует давняя легенда о Св. Якова Старшего, которая берется исследователями за основу, но которая, к сожалению, сама является больше загадкой, чем материалом, который просветляет что-нибудь, связанное с этой тайной.
Первой загадкой является сама личность Св. Якова Старшего. Яков, сын Зеведея и Саломеи (сестры Девы Марии), есть, как считают, братом Св. Иоанна евангелиста. Согласно легендам, Яков Старший был с Иисусом Христом от самого начала его миссии, был свидетелем передачи учения человечеству. После распятия Иисуса Христа, Св. Яков начинает проповедовать благую весть сначала в Юдеи и самария, а позже - в Испании. Там на чужбине, во враждебной среде, где к его словам не прислушивались, за одними версиями у него появляется десять учеников, за другими - семь или три. В других источниках идет (и этот вариант самый распространенный) речь лишь об одном ученике, который сопровождал Св. Якова в его странствиях по Испании, и этим единственным учеником был пес. Символический образ собаки является одним из ключевых моментов, который помогает нам хотя бы немного отклонить завесу тайны Св. Якова и его необычного пути.
Не получив успех в Испании, Св. Яков возвращается в Юдею, где встречает свою гибель: по приказу царя Ирода Агриппи ему стяли мечом председателя.
Несколько верных учеников из Юдеи спасают тело своего учителя. Они кладут его в лодку без кермы, надеясь, что таким образом судьба сама позаботится о выборе пути, и приведет их туда, где тело святого мученика найдет свое последнее убежище. Лодку преодолевает чрезвычайно длинный путь и, в конце концов, достается берегов Галиции, города, который римляне называли Ирия Флавия. Это город известен сегодня под названием Падрон и находится неподалеку от Сантьяго где Компостела. Ученики всходят на берег с телом своего учителя и, согласно одной легенде, кладут его на телегу, которую тянут волы. Эта телега, подобно лодке, должна была продвигаться без препятствий к своей цели. Около одного ущелья волы останавливаются и ученики решают, что это является именно тем местом, где они должны отдать земли тело своего учителя.
Существуют также более сложные легенды, согласно которым ученики, неся тело своего учителя, оказываются в стране королеви-вовчиці Лупы, чье имя отвечает символизму названия этой местности. Ученики просят в королевы разрешения похоронить тело своего учителя, проповеди которого она слышала, когда Св. Яков посещал Испанию. Королева же устраивает ловушку, направив их в местность, где проживали дикие быки. Отданные ученики вместе со своей ношей отправляются туда. Благодаря вере и магическим символам им удается укротить диких быков и запрячь их в колесницу, которая должна была привезти тело Св. Якова на определенное судьбой место. Одни легенды говорят, что этим местом была священная гора, которая звалась Аро, согласно другим - таким местом стал дворец Королеви-вовчици. Увидев, что те, кого она послала на верную смерть, вернулись живыми и здоровыми, королева очень удивилась и сама предложила им дворец как место для захоронения тела Св. Якова.
Другие, еще более давние легенды, утверждают, что когда ученики очутились на березе, они положили тело своего учителя на огромную глыбу и тело святого, наделенное магической мощью, проникло у нее так, будто это было масло, а не твердый камень. Таким образом, в глыбе возникло отверстие, которое повторяло форму человеческого тела. Он превратил глыбу на что-то вроде саркофагу. Согласно этим легендам, символическое значение приобретает не только каменный саркофаг, но и маленькие раковины, которые поприлипали к ногам учеников, когда они опускали на берег тело того, кто преодолел огромное расстояние, чтобы найти место упокоїння на этой земле.
О следующих восьмистах годах истории ничего не известно. В 813 году нелюдим на имя Пелагио заметил странное свечение, которое окутывало ночью верхушку горы. Затворник, не зважаючись принять самостоятельное решение, приглашает епископа Теодомира из Ирии Флавийской, чтобы он выразил свое мнение об этом странном явлении. Тот приказывает откопать землю и посмотреть, что же там находится. и, к своему изумлению, обнаруживает и узнает тело Св. Якова Старшего.
Каким образом через восемь веков находят и узнают тело Св. Якова Старшего остается тайной. На месте находки святых мощей строят каплицу, отмечая таким образом большое чудо, которое случилось. Начиная с этого времени, Святой Яков осуществляет много чудес и подвигов, которые сильно повлияли на сознание всех народов Пиренейского полуострова. Начинается паломничество к месту, где были найдены мощи Св. Якова, места, что мало большую магическую силу. Паломники добирались туда, чтобы притронуться к святыне и взять часть чудотворной силы с собой.
Битва при Кловихо с маврами (в 844 г.) также связывается с именем Св. Якова. За легендами, он появляется на поле боя верхом на чудесном белом кону, вооруженный мечом, который потом будут называть Крестом Св. Якова. Этот меч, который является одновременно и крестом, становится символом оружия, с помощью какой Св. Яков побеждает всех своих врагов.
В 899 году по приказу короля Альфонса ІІІ начинается строительство церкви Св. Якова, которое заканчивается в конце первого тысячелетия. К сожалению, церковь была уничтожена по приказу Альманзора. Уже после того, как прошлая опасность со стороны мавров, на этом месте начинают строить настоящий собор, и только крипта, расположенная в его подземной части, дает представление о церкви, которая раньше здесь находилась. Епископ этой области начинает тщательным образом исследовать все традиции, связанные из Св. Яковом и указывает на важную роль паломничества. Благодаря его усилиям 1100 год, в котором день памяти Св. Якова приходился на воскресенье, был провозглашен годом Св. Якова Компостельского.
Рассматривая план собора Св. Якова, можно заметить то, что линии сооружения нарушают правила суровой геометрии: и неф и портал отклоняются на север, что наблюдается также в случае большинства храмов, построенных в конце средневековья и дольменов мегалитической эпохи.
Со временем оказалось, что собор не может принять всех паломников в своем портике. Учитель Матео, достаточно загадочная фигура в истории Компостели, получает задание расширить западный портал, и так появляется Портал Славы. В его нижней части содержатся изображения символов мира животного, над ними - миру людей, где слева расположенные фигуры Старого Завещания, а с правой стороны - обиды апостолов. В центре, над колонной находится фигура Св. Якова, а верхний ярус композиции отведен четырем евангелистам и Христу.
Символизм

Начнем с анализа слова «Компостела», которое имеет несколько возможных толкований. Согласно самому известному варианту, «Компостела» происходит от латинского «Campus Stellae» («Звездное поле»), что указывает на сияние, которое наблюдали над местом захоронения святого, еще к открытию в ІХ веке. Этот вариант выглядит достаточно достоверным, поскольку на всем «Пути Св. Якова» от города Жак к Компостели, существуют много мест, в топонимических названиях которых присутствующий корень «estrella» или «estela» (из ісп. но лат. «звезда»). Это наводит на мысль, что весь «Путь Св. Якова» является звездным путем, который ведет к определенной цели, - звездного поля, звездной горы или звездного святого.
По другой версии название «Компостела» происходит от латинского слова «compostum» - кладбище, - на этом городе было найдено тело святого, следовательно Компостела является священным некрополем.
Есть также попытки связать происхождение названия с алхимическим сроком «компост». Во время осуществления Большого Деяния («Opus Magnum») и во время работы с магическим сосудом над «компостом» рисовали звезду, которая указывала на осуществление цели и завершение дела. Здесь можно вспомнить и версию Карпентера, который утверждает, что «Компостела» может происходить от слова «компос», что в древних языках означало учителя, и тогда «Компостела» значит «звездный учитель».
В любом случае все рассмотренные варианты согласовываются в одном: название Компостела имеет глубокое символическое значение, и возникла она не случайно.
Имя святого, которое в английском и французском языках звучит, как «Джек» и «Жак» соответственно, напоминает испанское «Сантьяго». Английское имя Джек на протяжении многих веков использовалось для определения людей мудрых, специалистов, по делам строительства, математических пропорций и сакральной архитектуры. Со временем английское слово «Джек» трансформировалось в испанском языке на «Яго». Баскское «Хоакин» и доныне значит «мудрый человек» и, очевидно, имеет общий корень со словами «Джек» и «Яго». Можно прибавить, что имя Жак и Яго не означают лишь мудрого и опытного архитектора, потому что во французском языке совпадают с особенной формой произношения слова «jairs», что значит «гусь».
Следовательно, Сантьяго и является Сан Яго, хотя в испанском языке последний вариант используется достаточно редко. Во французском, английском, баскском и испанском языках это имя означает не только конкретного человека, а очевидно, является атрибутивным названием людей, которые владели определенным видом знания. Это - родовое имя, так же, как «Менес», «Заратустра» но др.
Другими словами, мы не должны удивляться потому, что существовала категория «Жакив» и «Сантьяго», которые знали строительство, архитектуре и владели тайнами природы и Вселенной. Все это не исключает существования Св. Якова Апостола или Якова Старшего, которому посвященное паломничество, которое берет начало в городе Жак в Испании.
Весь путь Св. Якова на земле повторяет тот удивительный путь, который существует на небе. Звездная дорога, Млечный путь, нашел в пути Св. Якова свое земное отображение. И тогда, как Млечный путь вливается в созвездие Большого Пса, Святого Якова, на его пути к священной вершине сопровождает верный пес.
В древние времена Млечный путь называли радугой бога Луга - кельтского божества. В легендах, которые касаются пути Св. Якова, также появляется фигура этого божества в его ипостаси волка, символизм которого во многом совпадает с символизмом собаки и ворона - птицы-вестника. Луг - божество черного цвета, так же как волк и ворон. Здесь мы встречаем два аспекта, каждый из которых немного отклоняет завесу тайны этого божества: когда бог Луг находится на земле и передвигается путем Св. Якова, он появляется в ипостаси волка-пса, когда двигается небесным путем, то приобретает форму ворона-поводыря, который указывает путь в верхнем, сидеральному мире.
Еще в доисторические времена люди осознавали, что на земле существуют особенные места. Подобно тому, как на теле человека есть точки, которые позволяют диагностировать битье пульса, на поверхности земли, которая является огромным живым организмом, есть места, где теллурические силы, внутренняя жизнь Земли проявляются больше, чем в других местах. В таких местностях в древние времена, как правило, пролагали пути, которые символично соотносятся с венами и артериями, каналами, которыми в организме человека циркулирует жизненная энергия - кровь.
Древний человек, которого направляло мистическое ощущение, пролагает пути и осуществляет паломничество по этим местам, таким образом входя в контакт с поздравительными центрами Матушки-земли.
Возможно, самая давняя форма креста является одновременно и самой простой формой, и являет собой символическое сочетание направленных горизонтально жизненных сил земли и «вертикальной» уранічної мощи, которая всходит из звезд на землю. Встреча уранічних и теллурических энергий происходят в энергетических центрах, о которых шла речь. Земная энергия двигается подобно реке и в определенных местах, там, где она встречается из уранічною, оформляется центр пересечения, на котором обычно построен храм.
Можно заметить, что, как правило, соборы, храмы или места паломничества, строились на местах, где раньше стояли более давние храмы. Во время проведения исследований открывают сооружения давних эпох и чаще всего начальным культовым местом являются колодцы, пещеры, гроты, которые носили священный характер.
Компостела не является исключением: под современным собором содержатся остатки более древних, а еще глубже под ними - остатки римского храма и священный колодец кельтской традиции. Очевидно, выбор одного и того же места, на котором возводили храмы, может быть связан с тайнами переселения и взаимодействия теллурических и сидеральних сил. Это касается Компостели и Пути, который испокон веков считался священным.
Путь Св. Якова - это не единственный путь, который ведет с востока на запад и почти идеально совпадает с земной параллелью (42 градус). На севере есть еще два пути. Первый - пронизывает Францию, а второй - Англию, и оба идут в одном и том же направлении. Интересно, что в обоих случаях наблюдаем ряд совпадений - повторяются названия городов, определенная символика и здания. Обе дороги проходят через области с дольменами, города, в символизме которых доминирует фигура волка или собаки. Оба пути заканчиваются на Западе морем, обрывами, к которым трудно достаться и которые, с другой стороны, являются очень удобными для выхода из моря на сушу.
Если эти дороги совпадают с параллелями, которые отмечают течения теллурических энергий, то естественно поставить вопрос: кто же построил эти города, которые намного древніші за христианский Путь Св. Якова?
Известно, что в те времена, когда начиналось паломничество, путь как таковой уже существовал. Когда в ІХ веке было найдено тело Св. Якова Старшего, все города уже имели свои названия, которые происходили от слов «зоркая», «волк», «гусь» или «ворон». Кто же построил дорогу, которая почти безошибочно направляется вдоль земной параллели? Кто связал все символы, которые встречаются в названиях многих мест и в легендах, которые относятся к пути, в одно-единственное осмысленно целое?
Исследования подтверждают, что большинство символов, которые встречаются вдоль пути, который ведет на запад и к морю, связано именно с морем. Да, раковина Св. Якова является морским символом. Другим важным символом из того же разряда является гусь. В легендарных кельтских и докельтські времена гусь, особенно его лапа и след от лапы, которая напоминает трезуб Посейдона, божества, которое было покровителем атлантських культур, были символами религиозных и других братств. Звездный путь совпадает из «путем гуся» и «путем раковины».
Все эти давние народы, кроме символов лапы гуся и раковины (форма которой также напоминает след гусиной лапы), имели много традиций, связанных с морем. Они откуда-то припливли и высадились на высоких берегах континента, спасаясь от катастрофы, которая приближалась. Кельтские традиции совпадают с традициями Древнего Египта, Индии и Греции. Во всех этих традициях идет речь о потопе и катаклизмах, которые постигли Атлантиду, о миграциях тех, кто пережил катастрофу. Эти люди, которые спаслись от потопа, избрали для поселения расположенные высоко над уровнем моря местности, чтобы там, пользуясь своими знаниями, возродить культуру, храня при этом свои традиции и жизненный уклад. Разве такими областями не могли быть Пиренеи и Кандгидирски горы, Атлас в Африке, Кавказ или Тибетске плоскогорья? В любом случае, когда мы встречаемся с ячейками древних цивилизаций, находим их высоко в горах, и все они без исключения хранят воспоминания о потопе и катаклизмах, которые постигли их народ.
Одним из важнейших элементов, свойственных всем этим народам есть символизм лабиринта, или, иначе говоря, символизм Пути. Разве лабиринт не является путем, который ведет к центру? Наверное, самым известным лабиринтом является древнегреческий критський лабиринт, через который необходимо проходити, говоря определены магические формулы, и из которого не так легко можно было найти выход. Все древнейшие народы имели свои лабиринты. О египетском лабиринте рассказывает Геродот в своей истории, хотя само сооружение не было найдено. Лабиринт существовал и у кельтов, его изображение встречается во многих местах вдоль Пути Св. Якова, равно как и вдоль путей, расположенных на севере, - во Франции и Англии.
Что же такое лабиринт? Как символ Пути лабиринт призывает к движению, к выходу из состояния оцепенения. Он также является символом инициирующей. Все цивилизации, в которых встречается идея роста, побуждали человека предпринять первый шаг, преодолеть путь и пройти через Лабиринт, что сопровождалось многими испытаниями.
Если эти дороги совпадают и одновременно отмечают течение особенных энергий теллурического типа, то появляется вопрос: кто же пролагал эти пути? Путь Св. Якова, хотя сам по себе не является лабиринтом, поскольку его линия является почти прямой, которая совмещает город Жак из Компостелой, уписується в огромный двойной лабиринт, расположенный на территории Франции и Испании, где есть много городов, которые своими названиями отмечают начало лабиринта и связанные с символизмом бога Луга и Ворона. Символизм лабиринта помогает понять символизм пути Св. Якова. Важнейшим в Пути Св. Якова было не столько дойти до Компостели, конечной точки пути, а преодолеть сам Путь, быть на Пути и пройти через все его испытания. Семь горных хребтов, семь препятствий на этом пути не являются случайными, это испытания, через которые нужно пройти, чтобы достаться Компостели. Не вызывает удивления и тот факт, что Компостела находится на месте где, согласно традиции, в Галиции на сушу вышли Ной и Геракл. Идет ли речь лишь о легендах и мифах? Хотя было бы утопическим считать, что Геракл был в Галиции, но в этой местности и доныне сохранилась легенда, за которой Геракл пришел на эти земли, когда укротил быков царя Гериона.
Рассказы о Ное, который взошел на берег в Галиции, являются частью тех многих легенд о потопе, с которым связывают гибель Атлантиды или последних ячеек ее цивилизации, которые погибли в результате катаклизмов около двенадцати тысяч лет назад. Естественно допустить, что существовали те, кто спаслись на судах, и они должны были где-то выйти на сушу... Также допускают, что имя Ноя, подобно многим другим именам, является общим названием тех, кто спасся после катастрофы, достиг берегов Галиции.
Интересно отметить, что согласно одним легендам Ной прибыл к Галиции, но о Ное и его путь рассказывают также легенды народа майя. В этих легендах идет речь о том, что после большой катастрофы Ной прибыл к этим краям и принес с собой знания, которыми они раньше не владели. Это были знания из земледелия, искусства, строительства и гончарства. Ной научил людей народа майя изготовлять из винограда вино, они и доныне называют этот напиток «ной».
Те, кто выжили после катастрофы, пытались передать аборигенам все свои знания. Каким же образом они это делали? В древние времена использовали особенный метод учебы, который позволял сохранить знание. В течение многих тысячелетий все то, что хотели передать грядущим поколениям, вырезали на камне, так что ни погода, ни время, не могли стереть то, которое завещалось. Этот способ оказался достаточно надежным, поскольку даже сегодня мы имеем возможность увидеть вырезанные на камне письмена, хотя не всегда можем их прочитать.
Когда речь идет о Пути Св. Якова, можно допустить, что люди, которые передали свои знания народам, на землях которых они поселились, никогда не забывали о своем мире, который исчез на западе в бездне моря. Именно они могли создать эти дороги, которые направляются на запад к морю, дороги, которые позволяли им встречаться и оставаться в контакте со своими предками.
На протяжении тысячи лет эти люди хранили свои воспоминания, традиции и верования. Эти символы, мифы и традиции, сохранились также и в Испании. Позже они были переделаны на христианский строй и, естественно, появились перед нами в новых одеяниях так, будто язык идет о самой обычной в мире вещи. Когда среди обитателей Пиренейского полуострова появились первые христиане, они нашли там традиции, которые глубоко укорінилися в жизни людей. Существовали легенды о Пути, о звездном поле и зарю, к которой можно было достаться, пройдя через лабиринт и о необходимости этого пути ради внутреннего обновления. Эти традиции было невозможно уничтожить и их христианизировали.
Существовали два ордена, которые получили это задание: орден Клюни и орден Храма, которые, начиная с 1000 года заботились о зданиях сакрального характера. Благодаря деятельности этих орденов древние символы со временем приобрели расцветку, которая отвечала духу христианства.
Существует целый ряд гипотез, которые объясняют происхождение странного символа, который встречается на всем Пути Св. Якова - шестиугольной звезды - сочетания букв X и R (инициалов имени Христа). Согласно другой версии считают, что знак «Х» образован изображениями двух гусиных лап: одна из которых направлена кверху, другая - книзу; а вертикальная линия является одним из многих символов сердца лабиринта. Центр лабиринта был тем местом, в котором оказывался тот, кто преодолел весь Путь. Большинство древнейших символов, таких как звезда, раковина, гусиная лапа, ворон, волк, пес, стали со временем христианскими символами, связанными с паломничеством.
Религиозные ордена, которые занимались приспособлением древних символов к целям христианства, стали позже настоящими братствами и гильдиями, которые хранили тайны строительства, - «сыновьями Учителя Сантьяго». Того Учителя, что прилив на лодке и дрался с маврами или может того учителя, который касается лишь символизму мифов (?). «Сыновья Учителя Сантьяго» владели одним важным искусством - они умели вырезать на камне свои символы и умели узнавать друг друга. Каждый символ, который остался сохраненным в камне, является подписью, формулой братства и знаком опознавания. Во многих соборах и дворцах Испании мы можем видеть эти символы, вырезанные в камне. Эти братства основываются на новом понимании труда и благодаря ним возникает одна из важнейших мистических идей - идея дела, которая осуществляется умелыми руками, идея того, которое должно быть сохранено и передано другим как знание.



Дело живо. Путь Св. Якова и в настоящий момент пробуждает воображение людей своими тайнами и символами. Даже сегодня возможно возродить тот глубокий смысл духовного приключения, внутреннего обновления, которое происходит по мере передвижения Путем. Даже сегодня есть те, кто мечтает о внутренней трансмутации и осуществляет паломничество к тем тайным центрам, а которых пересекаются энергии неба и земли, создавая таким образом настоящий мост, который соединяет людей с Богом.
Просто опять необходимо преодолеть один из самых тяжелых испытаний - страх неизвестного, страх смерти, которую символично представляет солнце, которое исчезает на западном горизонте, там где останавливается путь. Необходимо дерзнуть, подобно тем древним людям, которые пережили те ужасные катастрофы и не смогли выжить в нашем темном столетии, нужно дерзнуть пойти на запад, в ту область, где теряется иллюзорное, где исчезает то, что не вечное, чтобы освободить место для себя настоящего. Даже Посвященные теряют жизнь, чтобы приобрести Жизнь.
Доставшись до конца Пути Св. Якова мы встречаем странные склепы и памятники, из самого моря, в Нойа. Речь идет о настоящих склепах и священных холмах, которые своими символическими надписями напоминают о потерянном ініціатичне знании. Там путешественник остается наедине с собой, и усталость открывает неизвестные двери его ума и сердца, взгляд смотрит на петроглифы, ища признака человека, который осуществляет паломничество в страну таинства и мечтает вернуться на свою небесную родину.

Комментариев нет: