пятница, 5 сентября 2008 г.

Эгоизм и эгоцентризм

Эгоизм и эгоцентризм

Неоднократно мы читали и слышали о том, насколько опасным является эгоизм. Часто эгоизм и его «младший брат» эгоцентризм отождествляются, и идет речь о том, что в действительности опасные оба. В своей статье «Что такое мистик» профессор Ливрага пишет: «Эгоизм и его экзотерическая (внешняя - Прим. редакторша) тень - эгоцентризм - всегда были препятствием на пути физического, психического, умственного и духовного развития...».

Вполне понятно, что вредным является как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы бы хотели еще раз рассмотреть эту проблему и попробовать более глубоко разобраться в чем же разница между тем и другим понятием.

Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокий корень и вызывает более страшные, непредсказуемые последствия, тогда как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?

Эгоцентризм - это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если под естественным понимать поведение и поступки, которые происходят из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в некотором смысле можем сказать, что и эгоцентризм является естественным ее состоянием. Однако это состояние, черты характера и поведение, свойственны именно человеку, а среди животных встречаются достаточно редко. Животные проживают свою жизнь естественно, они защищают себя и своих малышей от других животных и человека лишь тогда, когда чувствуют опасность.

Странно, но часто так бывают, что контакт с человеком будет «поражать» домашних животных «вирусом эгоцентризма», и мы наблюдаем, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность притягивать к себе все взгляды, присваивать всю ласку и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность. Из самих первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У нее есть свои способы и своя «тактика», которая позволяет ей достичь этого, приводя в захваты взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крошечное существо уже в кое-чом стало похожим на них. Минае время, дети и молодые люди, впоследствии все чаще начинают чувствовать потребность быть центром внимания дома, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызывать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основу положен дух собственности. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование быть центром существования для другого человека. Позже из этого рождается антилюбовь - эгоизм. Быть эгоистом - значит чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть другие люди, она живет и поводит себя так, вроде бы их не существует, и не замечает никого и ничего, кроме самой себя. В данном случае можно буквально понять притчу о журавлях, которую рассказывал Платон в своих «Диалогах». После длинных рассуждений журавли, которые встречались на тайных собраниях, приходят к выводу, что существа, которые существуют в мире, разделяются на две больших части: журавли и «не журавли». То же происходит и с человеком-эгоистом. Для нее весь мир состоит из двух очевидных и понятных частей: она сама, основная, главная и единственная в своем роде, и все другие «не-я», лишь призрачно существующие в воображении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.

Дело даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как кое-кто думает. Напротив, эгоист замечательно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не интересует, так как ни интересует и то, которое может состояться с другими людьми, если он не доволен собой и его желание и требования не удовлетворяются. Кроме того, что он эгоцентрист, он к тому же холодный и безразличный ко всему другому, ему «наплевать» на других людей и уже недостаточно того, что он является центром внимания. Будучи полностью поглощенным той уродливой формой любви, которую он чувствует к самому себе, он не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, которая уже стала главной чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: «Любовь - отдача, и соответственно, отдача - это проявление Любви...» Как достичь той высокой цели, к которой стремятся все настоящие человеческие отношения?

Настоящие взаимоотношения и сосуществования невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на победоносном и всеобъемлющем эгоистичном чувстве человека, который думает, что она - единственный центр мира. Для того, чтобы родились настоящие взаимоотношения и, чтобы люди могли сосуществовать друг с другом, необходимо открыть собственное сердце и найти в нем место, хотя бы уголок, для других существ, которые живут на земле. Необходимо расширить сознание и научиться проникать в душу, в настоящую суть всех вещей, необходимо почувствовать таинственную безкрайність Вселенной. Необходимо познать все живет, научиться любить и уважать его. Мы должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество, чтобы показать себя такими, которыми мы являемся, разделив с другими все прекрасное, что имеем и что несем в душе.

Не оправдывая эгоцентризм и понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом самоутверждения человека, мы должны всеми силами пытаться уничтожить темные стороны эгоизма, из которого рождается не только эгоцентризм, но и другое зло, и которые являются самым страшным препятствием на пути нашего духовного развития. Никто не может развиваться духовно и достичь поставленных перед собой заданий, если при этом презирает других людей и остается безразличным к их проблемам и страданиям, к их мечтам и духовному развитию.

Никто не может достичь освобождения, если перед этим сам не освободится от пут эгоизма, которые мешают ему любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны не существуют. Наши короткие размышления мы заканчиваем словами профессора Ливраги: «Нет человека, который был бы большим трусом, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не обнаруживает свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто и и никогда не бывают такими жалкими и слабыми, как эгоист в своих падениях».

Комментариев нет: