пятница, 5 сентября 2008 г.

Искусство всегда быть философом

Искусство всегда быть философом

Это искусство сегодня почти забыто. Мы выросли в суматохе и суете постоянных изменений, вечного движения, к которому нас склоняет или скука, или фантазии нашей психики.

«Старый мир», в котором все мы живем, все еще крепко держит нас - своими пустыми привычками, «маленькими радостями», отупляющим материализмом и пестростью лишенных, сути религиозных форм.

Нам очень не хватает способности остановиться и внимательно посмотреть вокруг - ведь это один из способов увидеть самого себя. Мы идем, презирая все, что видим, без размышлений, без реального участия в жизни Природы, которая является проявлением Божественного.

Мы забыли, что есть вещи дорогие, близкие сердцу, пусть даже маленькие и незначительные, но зато наши, родне, которые дают тепло сердцу и крепят дух. Иногда даже кажется, что мы потеряли любовь к ним.

Думаю, пришло время повернуть это забытое искусство.

У нас под рукой есть Платон, в нашем распоряжении «Тайная доктрина», красивая библиотека... но достаточно ли этого?

Что значит быть Философом? Учиться, проводить занятие, читать лекции, узнавать о том, о чем раньше не знали? Да... но не только. Необходимо чувствовать потайную реальность всех вещей и уметь жить ею. А для этого недостаточно лишь делать те или другие упражнения, садиться в определенные позы, истощать тело постом и содержанием, впадать ли в другие крайности. Я знаю, что нам не хватает чего-то другого, более величественного. Нам не хватает понимания того, что есть вещи на первый взгляд незначительные, но в действительности большие и очень важные.

Я знаю также, что сам очень далекий от совершенства и мало подхожу для того, чтобы быть идеальным примером философа. Но, если я уже оказался в поле вашего зрения и чувствую потребность разделить с вами маленькую часть своего жизненного опыта, я попробую перебороть неудобство и расскажу одну историю из собственной жизни. Не все можно выразить словами, но я хочу передать вам свой опыт, надеясь, что он окажется полезным для вас.

Несколько месяцев я жил на острове Майорка, куда приехал, чтобы писать свою новую книгу и опять почувствовать очаровывание древней магией моря.

Однажды мои спутники отправились за покупками, а, чтобы не искать стоянку, оставили меня в машине. Вечерело. Передо мной главной улицей двигался бесконечный поток туристов: небольшое рыбацкое местечко летом превращается в центр отдыха. Из боковой улицы, уже погруженной в темноту, я мог видеть все что происходит, никем не замеченный, вроде бы из другого измерения.

Я видел людей, которые спешили в разные стороны. Машины, мотоциклы, велосипеды, с трудом прокладывали себе дорогу сквозь человеческий поток. Я видел парочки влюбленных, которые были полностью поглощены друг другу, и пожилых людей, которых роднила неторопливость и, в известной мере, общие воспоминания. Какие-то дети бегали, захваченные своими играми, что для взрослых остаются загадкой.

Мне подумалось, что если бы вдруг все узнали, что Истина находится там-то и там-то, и ее можно увидеть собственными глазами, то все ринулись бы к ней. И потому каждый раз, когда я вижу людей, которые идут в одиночку и каждый в свой бок, сердце подсказывает мне, что ищут они вовсе не Истину. Каждый пытается приблизиться к своей собственной истине, которая отражает, как правило, его желание, стремление, да и вообще все что угодно.

Я увидел первые звезды, которые также осуществляли свое движение по небу, и старый парусник, что в недвижимости ожидает на верфи нового плавания. Мной овладело странным чувством. Я понял, что могу быть философом, не вспоминая ни Гераклита, ни Канта. Откуда-то пришло осознание, что постоянное движение вещей и живых существ, которые ищут чего-то, пусть даже бессознательно, является естественным и достойным уважения. Бог есть во всем и во всех, в каждом пути, в каждой надежде, в каждой ностальгии. Потерять возможность увидеть это Божественное присутствие во всем - это большая ошибка. Но еще большая ошибка - перестать из-за этого быть философом. Потому что само понимание этой истины привело меня к тем маленьким прозрениям души, о которых я вам рассказываю, и до многих других осознаний, о которых молчу, не находя слова, чтобы выразить неописуемое.

Вдруг я почувствовал, что со всеми людьми меня связывают какие-то загадочные узы. Вспоминая о том, что писал большой поэт Амадо Нерво, я почувствовал, что каким-то таинственным образом все люди стали моими братьями... Бог... Я сам... Жизнь... Время... Пространство... Все переплелось и объединилось во мне.

Я был ребенком, бегал и игрался; я был влюбленным и шел, не замечая ничего, кроме своей любви; я был немолодым человеком и брів, трудно передвигая ноги, улицами, которыми проходив тысячи раз; я разговаривал на немецкой, английской, французской, испанской, итальянской, шведской языками. Я был звездой, которая плыла по небу, и старым кораблем, который застиг на верфи. Эти несколько минут я жил большой истиной, непреклонной уверенностью, покоем и волнением, одновременно.

И я понял, что в этот момент был философом - философом, которым не могут сделать ни титулы, ни звания, ни книги. Да, просто философом... И это было так прекрасно! Поэтому я вам об этом и рассказываю.

И если многие из вас все еще не понимает, о чем я говорю, пусть это их не тревожит. Я тоже до конца не понимаю. Я просто рассказываю вам об одном небольшом открытии души, внутреннем, тонком, но интуиция подсказывает мне, что оно является чрезвычайно важным.

Не открылась ли в этот момент часть этого забытого искусства - большого искусства быть Философом всегда и везде? Я искренне верю, что это так. Попробуйте когда-либо и вы не пожалеете.

Комментариев нет: